Сочинение на ОГЭ по русскому языку приносит больше всего баллов. Девять - за содержание плюс 10 балов – за грамотность, которые делятся между сочинением и изложением. Надеюсь, что подавляющее большинство моих читателей знает, как его писать. Но примеры, особенно те, которые выполнены 9-классниками, полезны всегда. Это «живой» обучающий материал. Поэтому предлагаю вашему вниманию сочинение 9.2 моего ученика Никиты по тексту М.М. Пришвина (ссылка активная), а также мои скромные размышления о том, почему сочинение 9.2 самое полезное.
Коротко о пользе сочинения 9.2
Благодаря формату работы в сочинении 9.2, школьники учатся анализировать текст. Причём любой: и простой, и сложный. Какой попадётся. К этому подталкивает само задание: «Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:…». Для того чтобы это сделать, необходимо:
1. Понять о чём текст, то есть выявить тему;
2. Понять, над каким вопросом задумывается автор, то есть выявить проблему;
3. Поработать с текстом и выделить два примера-иллюстрации (цитаты), на которые надо опираться при анализе;
4. Связать примеры друг с другом и прийти к пониманию авторской позиции.
Особенно важны эти умения для тех, кто собирается готовиться к ЕГЭ. Ведь все перечисленные мной пункты необходимо выполнить и 11-класснику для написания сочинения ЕГЭ. Вывод очевиден: это сочинение – не что иное как тренировка перед более серьёзным испытанием.
Сочинение Никиты
Как Вы понимаете финал текста: «И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные»
На протяжении всей жизни человека встречаются трудности. Болезни, бедность, потеря близких. И зачастую люди не могут справиться с проблемами. Именно тогда на помощь приходят другие люди. Но по-настоящему осознают такие проблемы только те, кто пережил подобное. И это сближает людей. Пример такой помощи мы видим в предложенном тексте.
В произведении повествуется о поварихе Аграфене Ивановне, которая не имеет детей и потеряла мужа. Она периодически ходит в детский дом и дарит ребятам подарки. Но больше всего ей нравится девочка Валя. Автор зовёт её козочкой из-за постоянно удивлённого лица. Аграфена сильно привязывается к девочке, но забрать не решается. А не решается она, потому что Валя утратила воспоминания о семье. Память может вернуться, и девочка отвергнет «незнакомую женщину».
Но вскоре девочка всё-таки переезжает в дом Аграфены Ивановны. И тут случается интересное событие. Женщина включила патефон, и девочка вспомнила свою «старую жизнь» и стала расспрашивать, где её вещи: «И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах, в этот миг, верно, девочка вспомнила своё ленинградское прошлое». Девочка начала плакать, а с ней и Аграфена Ивановна. И в такой ситуации Валя стала успокаивать свою «новую маму».
Исходя из всего сказанного, можно прийти к выводу, что Аграфена Ивановна и девочка Валя понимают, что не являются друг другу родными, однако, потеряв близких, они видят друг в друге поддержку и утешение.
Материалы для сочинения 9.3
Подготовила Анна Терехова