Недавно в соц.сетях у меня возник небольшой спор по поводу памятника установленного на станции Гнилоаксайская, воинам погибшим во времена ВОВ. Собирая данные про памятник нашел много информации по этой станции, в том числе и о том когда она была построена.
Исследуя материалы истории нашего края я нашел интересные данные в книге «Отчет по сооружению Царицынской ветви. Санкт Петербург 1902» Книга о строительстве ж.д. ветви Тихорецкая – Царицын. Постройка Тихорецко-Царицынской ветви, утверждена 24 марта 1895 г. Для непосредственного заведывания работами ветвь разделили на 4 участка. Станция Жутово входила в третий участок – Ильинский он располагался от 250 до 400 версты. Станция Жутово - 380 верста от ст. Тихорецкая, станция Гнилоаксайская 399 верста.
Работы начались со ст. Тихорецкая, причем к земляным работам по устройству полотна ветви и к устройству временных деревянных мостов, приступили еще с апреля 1895 г, а к укладке пути – осенью, так что с 1 ноября началось уже рабочее движение поездов. Быстрая укладка путей была необходима для подвозки стройматериалов, которых не имелось в районе пролегания Царицынской ветви от ст. Тихорецкая до ст. Червленая (458 верста)
Окончание строительства было запланировано на 24 марта 1898 г. Но строительство затянулось и первые поезда проехали по ветви 1 июля 1899г.
Материал для укрепления русел и откосов подвозился на поездах. Песок подвозили из карьеров: Кавказского около ст. Кавказская, Аксайского около ст. Котельниково и Чапурниковского.
Камень бутовой - со Ставропольской и Новоросийской ветвей, а так же из местных карьеров под Царицыном, булыжный камень из Беслана и Владикавказа.
Балластировка пути от ст. Великокняжеская до ст. Гнилоаксайская производилась паровозной возкой, из Аксайского карьера расположенного в 3.7 верстах от ст. Котельниково. От ст. Гнилоаксайской до ст. Ельшанка из Чапурниковского карьера.
Пассажирские платформы устроены низкого типа, со стороны путей от ст. Порошинской до ст. Гнилоаксайской имеют каменную стенку с кордоном из штучного камня, по концам мощенные откосы с деревянными или каменными лестницами. Сверху платформы выстланы утрамбованным щебнем, а напротив пассажирского здания и вдоль платформы на ширину 0.5 сажень – цементными плитками на бетонной основе.
Пакгаузы устроены на железных столбах с железными стропилами и железной кровлей. Полы асфальтированные и отчасти мощенные.
Во время войны в начале Сталинградской битвы 3 августа 1942 г. на станции Гнилоаксайской немецкие самолеты разбомбили бронепоезд №25, и согласно присланным документам из ЦАМО тогда погибло 30 наших бойцов. Большинство их родом из Башкирии. Их похоронили возле здания вокзала. При контрнаступлении тут погибли больше 100 солдат, их похоронили в братской могиле. Уже в 1943 году бронепоезд после переформирования заехал снова на станцию Гнилоаксайскую и на могиле своих бойцов установили памятник из головок 76-мм снарядов. Бывший комиссар бронепоезда Зотов нарисовал схему расположения братской могилы, на которой видно, что братская могила находилась посередине между зданием вокзала и проселочной дорогой, за которой находятся жилые дома поселка.
К 30 летию Победы, места боев посещали ветераны 87 стрелковой дивизии. Фото из альбома "ВИРТУАЛЬНЫЙ ЗАЛ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ" Посвящается 37-й гвардейской стрелковой дивизии и 87-й Перекопской Краснознаменной стрелковой дивизии.
И немного информации фото и статей из газет прошлого века.
Ну и немного современных фото.
НА ЭТОМ КАНАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ, ПОЭТОМУ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЭТОТ КАНАЛ И ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ.