С Западом мы нынче в контрах, значит и от Болонской системы нужно отказаться – как же это по-нашему! Несколько комментариев на эту тему:
1. Изначально во всем этом обезьянничании в системе образования – "университеты" вместо институтов, "колледжи" вместо техникумов/ПТУ, "бакалавриат/магистратура" вместо специалитетов, – если и была какая-то польза, то только для чиновников, которых оно обеспечивало работой, премиями и карьерным ростом.
Какой-нибудь заборостроительный институт не станет лучше от того, что назовется "университетом". И от того, что организация обучения у нас станет похожа на европейскую, больше дружить с Европой по образовательной линии мы не будем. Если твои навыки не востребованы, будь у тебя образование хоть под копирку устроенное аналогично тамошнему, тебя там ждет в лучшем случае пособие. И наоборот, если тебя хотят, ты можешь принести любую ксиву или даже обойтись без нее. (Как раз позавчера катались на великах с другом, которого туда зазывают, и его работодателя меньше всего заботит, бакалавриат с магистратурой он закончил или старый советский специалитет);
2. Предложение отказаться от уже введенной Болонской системы мне напоминает переименование моего города в Петроград во время войны с немцами. Такие метания характерны для тех, у кого нет стержня и самоуважения. Как тогда – сначала надо брить бороды, носить немецкие платья/парики и все именовать на немецкий/французский лад, а после очередной ссоры бросаться все переиначивать, – так и сейчас.
Реформы надо проводить не ради того, чтобы "все как у людей", а потому что они имеют потенциал что-то реально улучшить. Всякая же не достигающая этого реформа делает общество беднее, ибо сопряжена с издержками.
Поэтому, как я считаю глупостью введение Болонской системы, так же глупостью я считаю и ее отмену. В обоих случаях делаются никому не нужные телодвижения в духе выкопать-закопать яму;
3. Отдельного упоминания заслуживает предложение главы Минобрнауки ограничить выбор бакалавров при поступлении в магистратуру только "профильно близкими" направлениями.
Я уже много лет работаю в магистратуре на программе "Прикладная экономика и математические методы", и значительная часть наших студентов – это вчерашние физики и математики. Более красочный пример – РЭШ. Это наша самая успешная экономическая магистратура, которая традиционно заполняется почти сплошь технарями. Боюсь, что, если ввести предложенное министром ограничение, такого рода магистратуры попросту умрут, а вместе с ними и иссякнет поток новых по-настоящему конкурентоспособных специалистов в этой отрасли.
Вообще, замыкать человека на чем-то "профильно близком" – это совершенно не соответствует нашему времени, которое как раз требует гибкости. Вот понял ты, что изначально выбранная тобой судостроительная специальность – не твое да и устроиться сложно. Это исправимо с помощью магистратуры, в том числе нашей. А если сделать, как предлагают в высоких кабинетах, – то "врач сказал в морг, значит в морг".
Короче, чем меньше государства в сферах, выходящих за пределы его компетенции, тем лучше. Это касается и образовательных реформ в любую сторону.
О планируемой отмене Болонской системы
2 минуты
37 прочтений
2 июня 2022