Найти тему

Михаил Пришвин: светопись писателя-фотографа

26 Сентября 1929. К моему несовершенному словесному искусству я прибавляю фотографическое изобретательство — для создания художественной формы более гибкой для изображения текущего момента жизни.
(М. Пришвин)

Творческое наследие Михаила Пришвина — это рукописные дневниковые тетради и записные книжки, рукописи и машинописи готовых к печати произведений, черновые автографы, деловые бумаги и письма. Все это писатель бережно хранил, особенно выделяя тайный дневник, который вел в течение всей писательской жизни с 1905 по 1954 год. Но кроме этого Пришвин так же хранил свой фотоархив: пленки, отснятые им и в тех места, где он жил, и в путешествиях.

После кончины писателя его жена, Валерия Дмитриевна Пришвина, выполняя его завещание, продолжала хранить архив, систематизировать рукописи и негативы, готовить и то, и другое к публикации, и по возможности публиковать. В Дунино, между тем, шли читатели, она их принимала, дом Пришвина постепенно превращался в музей.

Фотоаппарат Пришвина, Дом-музей Михаила Пришвина в Дунине
Фотоаппарат Пришвина, Дом-музей Михаила Пришвина в Дунине

Снимки Пришвина разнообразны — пожалуй, нельзя определить его фирменный стиль, как бывает у фотографа-профессионала: репортажная съемка, индустриальный и ландшафтный пейзаж, галерея портретов известных, неизвестных и даже маргинальных личностей, эксперименты с тенью и светом, ракурсами, крупным планом, высокой точкой съемки, перспективой. У него нет постановочных снимков, он выхватывает из жизненного потока кадр за кадром — и фотография оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником.

Впервые Пришвин заинтересовался фотосъемкой во время путешествия на Север в 1906 году, и его первую книгу «В краю непуганых птиц» (1907) издатель решил проиллюстрировать рисунками с представленных фотографий. Тогда в руках будущего писателя оказался фотоаппарат случайного встреченного во время поездки попутчика. Только в 1924 году Пришвин, наконец, покупает себе фотоаппарат, осваивает его, и с этих пор фотография — феномен культуры ХХ века — постоянно сопутствует его художественному творчеству.

В 1930-е годы Пришвин много ездил по стране. Это были писательские командировки от газет или журналов, но он никогда не ездил в группе, всегда один или с сыном, превращая поездки в настоящие путешествия. С собой он привозил десятки отснятых пленок и путевые дневники.

Познакомиться с работами Пришвина-фотографа можно на выставке Дома-музея Михаила Пришвина «Светопись Михаила Пришвина»(1930-1936), которая будет работать в ГУМе (3-я линия), со 2 по 18 июня.

На выставке представлены серии фотоснимков «Когда били колокола», «Как строили Уралмаш», «Сплав леса по Пинеге», «В Кабарде», «В окрестностях Загорска», «Живи, любимый человек. Портреты».