Тут на канале Сам себе сенсей возник очередной виток обсуждения темы айкидо, в котором я принял активное участие. Заодно почитал, что думают об айкидо разные люди. Проверил, так сказать, "среднюю температуру по больнице". Размышлял два дня и решил всё же тоже высказаться на эту тему, благо, что изучаю и практикую оное с 1995 года, и немного "в теме".
Когда я был моложе, глупее и амбициознее, и мне казалось, что я уже всё понял, я хотел написать свою собственную книгу об айкидо и, по аналогии с одной, очень не плохой книгой по каратэ, разбить её на две части: Айкидо, которое мы потеряли и Айкидо, которое мы обрели. Здравый смысл возобладал и я не совершил такой глупости, но уж больно названия глав мне нравятся, потому я всё же использую их для статей на канале. Итак...
Айкидо, которое мы потеряли
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что вопрос применимо или не применимо айкидо в "реальной" ситуации, бою стал чуть ли не "основным вопросом философии" (ну, тот, который про курицу и яйцо) в мире диванных боевых искусств. Множество людей во всём мире с пеной у рта отстаивают свои точки зрения по данному вопросу. У меня оно тоже есть, и конечно же, в разные периоды времени она была разная. Я не намерен отстаивать "корпоративную честь", но и огульно охаивать и вешать ярлыки тоже не хочу. Поэтому предлагаю совместно разобраться с этим вопрос с точки зрения логики и здравого смысла.
Считается, что айкидо, которое несомненно является боевым искусством (о моём взгляде на то, что такое боевые искусства можно прочитать здесь), было создано Морихеем Уэсибой на основе знаний техник Дайто-рю айкидзюдзюцу, созданного Сокаку Такедой, учеником которого он был. Если в общих чертах, то Дайто-рю — это "древняя" школа дзюдзюцу с разрушительными техниками, а айкидо Уэсибы — некая творческая переработка этих техник, которую он сделал в результате просветления и из желания дать этому миру новый вид БУДО, практика которого позволит гармонизировать сознание, установить мир во всём мире и бла-бла-бла. Но, так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим факты...
Нам известно, что на рубеже 19-20 веков в Японии жил такой мастер — Такеда Сокаку. Судя по всему, это был достаточно уникальный человек, который умудрялся совмещать в себе и талант мастера боевых искусств, и коммерческую жилку при этом подправлено всё это было соусом достаточно тяжёлого характера. По ряду стечения обстоятельств этот человек основал свою школу ДАЙТО-РЮ ДЗЮДЗЮЦУ. Можно сказать, что в какой-то момент времени эта школа стала вполне успешным коммерческим проектом, во всяком случае Такеда сенсей точно был одним из первопроходцев сетевого маркетинга в области БИ, а заодно и первым франчайзером от боевых искусств. Впрочем, речь у нас не о Дайто-рю.
В какой-то момент времени у мастера Такеды появился молодой и вполне амбициозный ученик по фамилии Уэсиба. Говорят, что он не был лучшим учеником Такеды, всего лишь одним из многих. Был ли Уэсиба Морихэй талантливым? Думаю, что несомненно. Но, главное, что этот человек, родившийся под знаком Стрельца, был достаточно пассионарен и амбициозен (если кто-то понимает, то можете взглянуть на его натальную карту - она многое объясняет... sapienti sat).
Как Такеда, так и Уэсиба конечно же владели незаурядной техникой дзюдзюцу для того времени (являлось бы она таковой сейчас — это очень большой вопрос и, пожалуй тема для отдельной статьи).
Естественно, что со временем (уж с таким-то гороскопом) для Уэсибы стало тесно в рамках франшизы Дайто-рю и он делает несколько попыток отделиться и преподавать своё видение данного направления дзюдзюцу . В японской традиции подобное явление называется ХА (что-то типа, ответвления от основной школы, но внутри общего потока - РЮ). В какой-то момент ему это удаётся окончательно и он "оформляет" свою школу, как независимое направление боевого искусства.
Вот, что пишет об этом Стенли Пранин — редактор Aikido Juornal и известный исследователь будо (полный текст статьи здесь):
На самом деле, термин «айки» в контексте истории айкидо впервые появился примерно в 1922 году, когда в эймэйроку (регистрационных книгах) Сокаку Такэды стало появляться название «Дайто-рю айкидзюдзюцу » вместо «Дайто-рю дзюдзюцу», которое он использовал до этого.
Морихэй продолжал преподавать Дайто-рю как инструктор, аттестованный Сокаку, еще несколько лет, пока постепенно не отдалился от своего мастера дзюдзюцу. Название, использовавшееся в народе для описания будо Морихэя, начало изменяться примерно в то время, когда он начал активную деятельность в Токио, около 1925 года. Использовались такие термины, как «Уэсиба-рю дзю-дзюцу», «айки-дзю-дзюцу», «Дайто-рю Айки-будзюцу», «Асахи-рю дзю-дзюцу» и «айки будо». Последний термин был наиболее употребляемым и использовался с середины 30-х годов до 1942 года. Похоже, Морихэя не особенно заботило название, использовавшееся для его искусства, и это другие выбирали название, в зависимости от обстоятельств. Что же произошло в 1942 году?
В этом году, в самый разгар Второй Мировой Войны, Дай Нихон Бутокукай — основанная пятьдесят лет назад организация боевых искусств, контролировавшаяся в военное время военным правительством Японии — начала движение по стандартизации терминологии, использовавшейся в отношении современных японских боевых искусств. Такие названия, как дзюдо, кэндо, нагинатадо, иайдо, каратэдо и т. д. уже были официально приняты, однако слово «айки будо» представляло проблему, поскольку содержало родовой термин «будо» (боевое искусство). Поэтому в результате нескольких заседаний членов совета Бутокукай, которые проходили в Киото, и на которых присутствовал Минору Хираи, главный управляющий Кобукан Додзё Морихэя, было принято решение убрать из термина «бу» и оставить только «айкидо».
Морихэй в это время уже удалился от дел и жил в Иваме в Префектуре Ибараги, где восстанавливался после серьезной болезни кишечника. Поэтому он не принимал непосредственного участия в процессе принятия решения и не выбирал название для своего искусства. На самом деле название «айкидо» было выбрано группой бюрократов!
Нужно заметить, что те техники, которые преподавал Уэсиба до войны считались весьма эффективными на тот момент. И вряд ли в то время вообще были бы возможны разговоры о том, применимо ли айкидо в реальном бою, подходят ли его техники для самообороны и т.п... Думаю, что задавший их человек в лучшем случае был бы высмеян, а в худшем — сильно поколочен.
К примеру, вот отрывок из книги нашего учителя — сэнсэя Ёшиды Нобумасы "Дзюдзюцу: техники сутэми", которая скоро поступит в продажу:
Когда сэнсэй Кано увидел демонстрацию техник сэнсэем Уэсибой, он немедленно попросил господина Уэсиба взять в обучение своего ученика Минору Мочизуки, сказав: "Это то дзюдо, о котором я всегда мечтал!" (по словам шихана Шюичи Нагаока, который сопровождал сэнсэя Кано).
В том же году по просьбе сэнсэя Кано Нагаока Шюичи взял Минору учиться Дайто-рю в додзё сэнсэя Уэсибы Морихэя в Меджиро. До этого сам сэнсэй Кано посетил додзё сэнсэя Уэсибы и был настолько восхищён демонстрацией его техники, что сказал сопровождавшему его Шюичи Нагаоке: «Вот это истинное дзюдо!»
Он сразу же написал вежливое письмо сэнсэю Уэсиба с просьбой позволить представить ему Такеду и Мочизуки.
Письмо сэнсэя Кано Дзигоро сэнсэю Уэсибе Морихэю:
«Уважаемый господин, я глубоко тронут гостеприимством, которое Вы оказали мне в прошедшие дни.
Я хотел бы выбрать серьёзного человека для получения Ваших наставлений. Я искал и нашёл такого в своём окружении.
Я выбрал двух человек – одного по имени Такеда и другого по имени Мочизуки, которые сопровождали меня на днях.
Я скоро навещу Шюичи Нагаока и хотел бы обратиться к нему с просьбой сделать всё необходимое.
Надеюсь, Вы дадите мне знать о своём решении.
Сёва, 5 год 10 месяц 28 день, Дзигоро Кано.»
Я вот как-то очень сильно сомневаюсь, что профессор Кано — создатель дзюдо и сам мастер дзюдзюцу, просто так решил бы послать учиться к Уэсибе своих лучших учеников, если бы это того не стоило. Кроме того, многие из тех, кто учился у Уэсибы из Кодокана, в частности сэнсэи Минору и Томики, стали основоположниками собственных направлений айкидо (Ёсэйкан и Томики-рю). В данном ключе стоит упомянуть ещё и Сиоду Годзо — основоположника Ёсинкан айкидо. И этот список можно продолжить...
Всех этих мастеров объединяет одно: никто в здравом уме никогда не посмел бы назвать их техники и их айкидо "балетом".
Их техники, и их айкидо отличалось удивительной эффективностью, а мастерство никем не оспаривалось.
Могло бы это быть если бы то айкидо, которое они изучали у Уэсибы Морихэя было бы "балетом"? Я сильно в этом сомневаюсь...
Да и в эффективности техник Дайто-рю сейчас не так -то уж и сильно кто-то сомневается, кроме тех надалёких "экспертов" с зашореными глазами, для которых вершиной достижения в мире единоборств и боевых искусств в целом является ММА.
Так как же вышло так, что то, что раньше считалось одним из эффективнейших боевых искусств своего времени превратилось в предмет сегодняшней критики, которое не пинает разве что ленивый?
С этим попробуем разобраться в следующей части.
Продолжение следует...
#айкидо #айкидзюцу #айкидзюдзюцу #дайто-рю #дайто-рю айкидзюдзюцу #дайто-рю айкидзюцу #боевые искусства #восточные единоборства #уэсиба #такеда