2021 год в грузовых перевозках побил, казалось бы все рекорды по прибыли. Больше всего удалось заработать морским и авиа операторам. Maersk, MSC и другие крупные игроки продолжают наращивать доходы, а вот достичь и превысить показатели у российских держателей авиасудов получается плохо.
Основные проблемы:
- Закрытое небо Европы, Великобритании, США и Канады
- Закрытое небо юга России
- Прекращение лизинговых контрактов и обслуживания
- Запрет на поставки запчастей
Понятно, что это все ведет к резкому сокращению как грузо-, так и пассажирооборота.
Китай и Турция объявили о закрытии неба для Boeing и Airbus из России, объясняя это несоответствием требований ИКАО/ИАТА.
Простыми словами: наличие у судов двойной регистрации. После введения санкций, самолеты, находящиеся в лизинге у иностранных компаний были оформлены в России, но не сняты с регистрации в других государствах. Это противоречит законодательству и не позволяет обслуживать их во многих странах. Однако, Sukhoi Superjet 100, которые имеются в авиапарке “Победы” и “Аэрофлота” продолжат курсирование и будут доставлять отдыхающих на турецкие побережья.
Кстати, в Турции, чтобы не потерять туристов, была создана специальная авиакомпания Southwind, которая перевезет чартерами порядка 1 млн человек в этом сезоне.
До конца не понятно, как будет налажено авиасообщение с Вьетнамом, Таиландом и Индонезией. Ввиду отсутствия обслуживания в России, летать на территорию нашей страны небезопасно.
Недавний прецедент с Airbus из Сербии еще раз доказывает это. После посадки в аэропорте Москвы была обнаружена поломка, которую устранили, но совершить обратный рейс не могут, т.к. ремонт сделан неофициально и подтверждения от изготовителя не получено до сих пор. Пассажиров вывезли другим бортом через три дня.
Всего лизинг в иностранных компаниях оформлен на 515 самолетов российских компаний.
С момента введения ограничений они не могут отправлять средства лизингодателям, а те, в свою очередь должны были изъять свои самолеты. Сделать это на территории РФ невозможно. Поэтому был разработан механизм внесения лизинговых платежей на спецсчета “С”, куда авиакомпании будут направлять средства в рублях по курсу на дату совершения платежа, а арендодатели получат их после снятия санкций (сейчас за использование этих средств грозит арест от 5 до 10 лет в зависимости от государства). Таким образом, со стороны отечественных перевозчиков обязательства будут считаться выполнены.
Подробный разбор ситуации с платежами за лизинговые самолеты вышел в “Ведомостях”. Очень интересная статья.
То есть, чтобы не лишиться авиапарка компании должны курсировать только внутри страны или в государства, дающие гарантии безопасности.
Напомним, что сразу после введения санкций один из бортов был арестован в Армении, несмотря на дружественные отношения.
Ожидать ли поддержки от государства?
Разработаны и утверждены правила субсидирования грузовых авиаперевозчиков. Выплаты на операционные расходы в результате введенных санкций будут рассчитываться исходя из объемов выполненных перевозок в тонно-километрах.
Пока это первая адресная поддержка логистической отрасли, которую утвердили Правительством.
Также есть информация о том, что значительную часть парка некоторые авиакомпании выводят из полетов, чтобы использовать их в “разборке” для получения запасных частей.
Стоимость пассажирских перевозок в стране выросла, покупательская способность населения падает и основной удар будет чувствоваться осенью. В принципе, как и во многих других отраслях.
Есть и позитивные примеры. СДЭК купил первый Boeing 757 на собственные средства для организации доставки внутри России. Отбить вложение планируется за 3-3,5 года.
С вас - лайк и подписка (так Дзен нас будет рекомендовать еще большему числу читателей), с нас - новые интересные статьи.
#международные перевозки #авиаперевозки #санкции #самолеты #таможенное оформление #логистика #меры поддержки #доставка грузов