Найти тему
Коммерсантъ

Почему знания и квалификация женщины не конвертируются напрямую в доходы

Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ
Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ

На российском рынке труда выпускников существует значительное гендерное неравенство: к такому выводу пришли авторы исследования Высшей школы экономики «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы». Уже на старте карьеры мужчины зарабатывают значительно больше женщин, говорится в докладе. Средняя зарплата выпускниц вузов ниже заработной платы выпускников: на 24% — у бакалавров и специалистов и на 26% — у магистров. В докладе подчеркивается, что примерно таков же гендерный разрыв в зарплатах на рынке труда в целом.

Неравномерное распределение

Гендерное неравенство возникает до поступления в вуз при выборе специальностей и усиливается после выхода на рынок труда в результате отраслевой гендерной сегрегации, пишут авторы доклада. На первом этапе, во время выбора специальности, сами абитуриентки отдают предпочтение «женским» направлениям подготовки, где оплата труда будет ниже. Разделение на эти направления проводится в докладе по процентному соотношению мужчин и женщин среди выпускников.

«Женскими» оказались экономика и управление (68% женщин среди выпускников), гуманитарные науки (69%), здравоохранение и медицина (74%), общественные науки (кроме юриспруденции и экономики; 78%), искусство и культура (80%) и образование (84%). «Мужские» направления: сельское хозяйство (54% мужчин среди выпускников), математические и компьютерные науки (63%) и инженерное дело (68%). Естественные науки и юриспруденция могут считаться гендерно-нейтральными.

-2

Данные Высшей школы экономики говорят: ни сам факт получения высшего образования, ни усилия, которые вкладывают женщины в свое обучение, не конвертируются напрямую в уровень их будущей зарплаты. Выпускницы чаще трудоустроены, чем выпускники (73% среди бакалавров и специалистов и 80% среди магистров у женщин против 68% и 78% у мужчин соответственно). Выпускницы в среднем лучше учатся и значительно чаще получают дипломы с отличием, но их средняя заработная плата все равно будет ниже, чем у ровесников-мужчин.

Исследование Международной организации труда «Заработная плата в мире» подтверждает: в России женщины в среднем более квалифицированы и имеют более высокий уровень образования, чем мужчины, указывает замдиректора Центра социально-трудовых прав, научный сотрудник Института социологии РАН Юлия Островская, и при отсутствии дискриминационных практик зарплаты женщин должны бы быть выше, чем зарплаты мужчин. «Качественное образование — одно из ключевых условий для доступа к высокооплачиваемым профессиям, но существующие практики дискриминации на рынке труда не позволяют женщинам полностью воспользоваться теми преимуществами, которые дают им образование и профессиональная подготовка, а успехи женщин в образовании до сих пор не гарантируют их равенства с мужчинами в карьерных вопросах»,— сетует она.

Емелина предполагает, что изменение предпочтений женщин при выборе специальностей в сторону более выскооплачиваемых позволит сократить гендерный разрыв в заработной плате.

Выбор гарантий

После окончания университета женщины при одинаковом наборе профессиональных навыков скорее выберут менее оплачиваемую отрасль, чем мужчины, говорится в докладе Высшей школы экономики. Яркий пример: женщины, специализирующиеся в математике и компьютерных науках и обладающие цифровыми компетенциями, заметно реже мужчин трудоустраиваются в сфере информации и связи (38% против 50% среди мужчин). Они переходят в заведомо менее оплачиваемую (но более стабильную) сферу образования (18% против 9% у мужчин), государственное управление (3% против 1% у мужчин).

-3

Невидимая проблема

Существующие сегодня гендерные разрывы в образовании уместно рассматривать и в историческом аспекте: он дает еще одно понимание проблемы. На ситуацию в образовании и на рынке труда влияет гораздо более сложная комбинация факторов, рассказывает Анна Темкина, профессор факультета социологии, содиректор программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге. До сих пор структурно влияет наследие советского времени, полагает она. В то время доступ к образованию был почти одинаковым, но в сфере занятости, тогда нерыночной, существовало четкое гендерное разделение.

После распада СССР на макроуровне этот социальный механизм изменился в том числе потому, что в стране появились рынок и рыночные отношения. Возникли новые роли в обществе, и женщинам стало важно хорошо зарабатывать и делать карьеру. У них появились новые возможности для совмещения работы и учебы: частные детские сады, няни и т. п. Однако для этого нужны ресурсы, которые доступны ограниченному слою.

На государственном уровне проблема гендерного неравенства на рынке труда видна в отчетных документах. Юлия Островская обращает внимание на данные Росстата, которые показывают наличие гендерной асимметрии. В отчете, который Россия подготовила для ООН в 2020 году, напоминает Островская, в разделе о гендерном равенстве разрыв в оплате труда назван проблемой, требующей решения.

-4

О путях решения проблемы гендерного неравенства в образовании и на рынке труда читайте в «КоммерсантЪ-Наука».

Екатерина Сивякова