Смутное время
Самозванцу не дали спасти Русь?
Одним из самых важных событий русской истории стало 17 мая 1606 года, когда заговорщики, руководимые Василием Шуйским, ворвались в царский дворец и убили Лжедмитрия I. Именно после этого на русскую землю обрушилась череда страшных бед. И первая страница этих потрясений связана с именем Дмитрия Самозванца, или Лжедмитрия. Его смерть стала предвестием национального упадка и бесконечных бедствий.
Кем был этот растерзанный заговорщиками человек, не выяснено до сих пор. Хотя некоторые исследователи считают, что Лжедмитрий имел все права на престол.
А царь-то - ненастоящий?
Во-первых, Лжедмитрия признала родная мать - Мария Нагая. Встреча "родственников" проходила очень трогательно: они со слезами бросились обниматься так искренне, что у людей не возникло никаких подозрений. Во-вторых, Лжедмитрий вел себя слишком уверено, даже самоуверенно. Дело Василия Шуйского, который открыто называл его самозванцем, он отдал на рассмотрение Земского сбора. Шуйского приговорили к казни, но Лжедмитрий заменил ее ссылкой, а затем и вовсе вернул князя в Москву. А ведь никто лучше Шуйского не знал обстоятельств трагедии в Угличе, так что было крайне не предусмотрительно оставлять в живых, да еще и в Москве, такого свидетеля.
Правда, версия чудесного спасения выглядит откровенно слабо. Царевича, дескать, подменили другим отроком, которого и зарезали люди Бориса Годунова. А перепутали потому, что была ночь.
Но следственное дело однозначно говорит, что царевич Дмитрий погиб днем. Кто-то утверждает, что он был зарезан, кто-то твердит, что сам напоролся на ножик, но все сходятся в одном - все случилось днем. К тому же непонятно, почему царевич много лет прятался в России и лишь потом убежал в Польшу. Логичнее было бы сразу податься за границу.
Оригинальную версию выдвигает Конрад Буссов, немецкий наемник и очевидец событий Смутного времени, оставивший о них воспоминания. Он очень уважительно относится к первому Лжедмитрию, однако все равно уверяет, что тот был самозванцем. Но не каким-нибудь беглым монахом, а внебрачным сыном польского короля Стефана Батория.
Действительно, самозванец уж больно легко освоился в Польше - стране гораздо более культурной, чем тогдашняя Россия. Он прекрасно владел саблей, ездил верхом и даже ловко танцевал, что было бы удивительно для московита. С другой стороны, Лжедмитрий с жуткими ошибками писал по-польски и по-латыни. Скажем, титул «император» под его пером превращался в inparatur. А латынь в то время знал любой образованный польский шляхтич, не говоря уже о сыне короля.
Борис Годунов доказывал польскому королю Сигизмунду III, что самозванец — монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. И эта версия наиболее вероятна.
Армия для беглеца
Юрий Отрепьев родился в семье бедного галичского дворянина. Он служил у боярина Михаила Никитича Романова. Служба шла успешно, но Романовы при Годунове попали в опалу. Спасая свою жизнь, Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григорий. Из провинциального монастыря он перебрался в привилегированный Чудов монастырь. Там он начал болтать о своем царском происхождении.
Чудов монастырь располагался в Кремле, поэтому слухи моментально дошли до Бориса Годунова. Царь приказал сослать болтливого монаха в удаленный Кириллов монастырь, но кто-то предупредил Григория, и он сбежал.
Отрепьев уверял, что предупредил его дьяк Василий Щелкалов. Но скорее всего за дьяком стояли бояре, недовольные Годуновым. Трудно представить, что Отрепьев сам придумал и сам осуществил свой грандиозный замысел.
Для любого польского магната эта затея — слишком уж смелое предприятие. Король Сигизмунд поддерживал претендента на российский трон очень осторожно, так что он тоже не тянет на вдохновителя авантюры. Остаются русские бояре.
Так или иначе, в 1601 году Григорий Отрепьев объявляется в Киеве, где "признается", что он царевич Дмитрий. Но в Киеве фокус не прокатил. Отрепьев повторяет его еще раз — при дворе польского князя Адама Вишневецкого. Князь клюнул. Представил «царевича» сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, а потом и королю Сигизмунду. Король дал самозванцу денег и разрешил набирать в Польше войско. В ответ Отрепьев пообещал отдать полякам Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а также не препятствовать деятельности католических миссионеров в России.
Мнишек собрал для Отрепьева войско в 1600 человек. К ним присоединилась пара тысяч запорожских и донских казаков. В августе 1604 года самозванец двинулся на Москву.
Плоды авантюры
На первый взгляд, военная кампания Отрепьева — абсурд. Он захватывает несколько крепостей, но в январе от него уходит главнокомандующий Мнишек, прихватив с собой изрядную часть войска. Главнокомандующему, дескать, срочно нужно на сейм.
Отрепьев укрывается в Путивле. Его легко можно было бы разгромить или хотя бы прогнать обратно в Польшу, но дворянское ополчение заявляет, что оно устало, и начинает разбредаться на зимовку по своим поместьям.
А дальше города один за другим начинают переходить на его сторону. Тем временем Борис Годунов неожиданно умирает, а его сын Федор уже не имеет никаких шансов сохранить трон за собой.
По сути, в России в это время начинается гражданская война. Все против всех. Именно в царствование Годунова крестьяне окончательно превращаются в крепостных. Вдобавок несколько лет выдались неурожайными. Крестьяне бегут на южные окраины, где становятся казаками, готовыми служить хоть своему атаману, хоть любому самозванцу. А элита в это время тоже расколота. Бояре недовольны тираническим правлением Годунова, а боярами, в свою очередь, недовольна масса дворянства. Именно дворяне присягали самозванцу и выдавали ему своих начальников из бояр - воевод. В этих условиях Лжедмитрию не пришлось доказывать свои воинские таланты - Россия, можно сказать, сдалась ему без боя.
За год правления Лжедмитрий не сделал ровным счетом ничего плохого. По тем временам он может считаться весьма гуманным правителем. Скажем, нет ни одного свидетельства, что он казнил хотя бы одного воеводу, который оказывал ему сопротивление. Окружил себя гвардией из иностранных наемников. Не спал после обеда, как все московские цари. Не ходил в баню. И - самое ужасное - ел телятину. Вот и весь список претензий.
3 мая 1606 года в Москву прибыла невеста Лжедмитрия - Марина Мнишек. Поляки, приехавшие с Мнишеками, начали ссориться с москвичами. Лжедмитрий ничего не предпринял для того, чтобы этот конфликт остановить. И дал время, чтобы в столице созрел полноценный заговор во главе с Шуйским.
Скоморошья маска -причина расправы
17 мая 1606 года ранним утром заговорщики, возглавляемые Василием Шуйским, ворвались в царский дворец. Причина штурма царских покоев для большинства рядовых участников нападения — спасение жизни Дмитрия I. Дескать, поляки из окружения царя замыслили его убить. Поэтому большинство мятежников использовались втемную. Народ Дмитрия I явно любил.
Однако московского царя заговорщики врасплох застать не смогли. Он скрылся в одной из дальних палат, вход в которую охраняла стража, набранная из немцев. Шуйский накануне хитростью уменьшил ее до 30 человек. Раскидав охрану, бояре и их сторонники нашли в покоях царя скоморошью маску, которая особо их возмутила: «Вот этой самой харе, этому идолу и поклонялся чародей и еретик Гришка Отрепьев, а не Богу истинному!»
После этого стража уже ничего не могла поделать. Но пока заговорщики пытались добраться до Дмитрия I, тот выпрыгнул из окна. На свою беду, неудачно — он упал и сломал ногу. Тут-то московского Царя и настигли мятежники, которые его застрелили, вспороли живот, а на труп бросили ту самую маску. Над телом Лжедмитрия долго глумились, после чего закопали «в убогом доме» (на кладбище для нищих и безродных) за Серпуховскими воротами близ большой дороги.
Но после появления слухов о том, что призрак Отрепьева бродит по ночам, его прах решили зарядить в пушку и выстрелить им в сторону запада.
После этого в русском государстве начался самый страшный период Смутного времени, когда самозванец сменял самозванца, национальные святыни были поруганы, брат шел на брата, и неисчислимые бедствия завладели Русской землей.