Хорошо сформулированный результат - это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.
Предложена эта модель была Лесли Камерон, и изначально речь шла о пяти условиях:
- позитивная формулировка;
- демонстрируемость в чувственном опыте;
- правильная контекстуализация (привязка к контексту);
- человек может инициировать действия по достижению результата и поддерживать их;
- сохранение позитивных побочных эффектов (экологичность).
В данной же статье будет описан более подробный вариант, состоящий из девяти пунктов.
Условия хорошо сформулированной цели:
1. Позитивно сформулирована;
Желаемые результаты должны быть изложены в положительных утверждениях, а не в отрицательных.
Причина тому проста, и заключается в том что подсознание человека не умеет воспринимать отрицание и будет работать с такими установками, отбрасывая частицу "не". Поэтому если в цели присутствуют слова: «не», «устранить», «удалить», «без» и др., ее необходимо сформулировать иначе.
Мотивация должна быть «к», стремиться нужно "к чему-то", то есть быть мотивацией стремления, а не мотивацией избегания.
Человек нужно ответить себе "чего я хочу", а не говорить "чего я не хочу".
2. Контролируется вами;
При настройке хорошо сформированных результатов человек должен сосредоточиться на своих способностях, не полагаясь на других. Достижение цели должно лежать в зоне его контроля, быть целиком и полностью его зоной ответственности, без возможности свалить ответственность на других.
В какой-то мере можно сказать, что фраза "Изменить другого человека никак нельзя " должно стать аксиомой . Это означает, что ставить нужно ту цель, достижение которой целиком и полностью будет зависеть от него.
3. Описывается сенсорным языком
Человеку, нужно попробовать описать то, что он увидит, услышит и почувствует, когда достигнет своего результата, придет в свое целевое состояние.
Цель желательно представлять: видеть, слышать, чувствовать, – а не просто называть. Так что на этом шаге человеку нужно представить, что будет, когда он достигнет цели (погрузиться в целевое состояние): что он будет видеть вокруг себя, как он будет выглядеть, что будет слышать, чувствовать, что говорить себе, что будут говорить другие люди, что конкретно он будете делать, какие будут запахи и так далее. В какой-то мере можно сказать, что человеку нужно создать такую полную сенсорную галлюцинацию достижения цели.
4. Соответствует контексту
Правильно сформированные результаты должны соответствовать контексту, а контекст придавать смысл утверждению.
Полезно ответить на следующие вопросы:
- – Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
- – Где, когда и с кем вы хотите этого?
Не всё хочется иметь во всех ситуациях, в любом месте и времени и с любыми людьми.
Если цель «внутренняя»: уверенность, спокойствие, расслабленность, энергичность, настойчивость – то нужно определить те ситуации, в которых человек хочет обладать данными качествами, а где не хочет. Например, расслабленность хороша во время отдыха, но не слишком подходит во время игры в футбол.
В итоге цель должна быть определена для какого–то контекста: уверенность при общении с начальником, удовольствие при просмотре интересного фильма, настойчивость при достижении цели.
Если цель скорее «внешняя»: поехать в отпуск, построить дом, жениться – необходимо определиться с кем, когда и где человек этого хочет. Например, женщина может захотеть поехать летом в Испанию с мужем и детьми , и не хотеть - зимой в Воркуту со свекровью.
5. Подходящего размера
На данном этапе необходимо разобраться с масштабом цели. Если цель слишком большая – есть угроза потери мотивация на пути.
Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие «подцели», достижение которых проще контролировать и для которых быстрее получать обратную связь.
Естественно, есть и обратный процесс – цель может оказаться слишком «маленькой», вроде «выучить 10 английских слов». В таком случае стоит разобраться, к какой более «крупной» цели это всё ведёт.
6. Экологична
Необходимо провести проверку на экологичность правильно сформированных результатов, оценить возможные потери и отказы, необходимые для достижения цели.
Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:
- Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
- Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?
Хорошим инструментом для проверки цели на экологичность является квадрат Декарта.
Квадрат Декарта – метод принятия решения, открытый французским ученым, математиком и философом Рене Декартом. Квадрат представляет собой таблицу из четырех вопросов, на которые нужно себе честно ответить.
7. Включает необходимые ресурсы
Нужно спросить себя, какие ресурсы потребуются для достижения этой цели. Кто может помочь в достижении этой цели?
8. Исследованы препятствия
Человек может задать себе следующие вопросы.
- Существуют ли какие-либо другие цели или задачи, препятствующие достижению этого результата?
- Что может помешать достичь результата?
- Какие могут быть дополнительные препятствия, которые могут вызвать проблемы.
9. Определены первые шаги
Важно начать двигаться к цели как можно раньше. Поэтому необходимо определить, какой первые шаги человек может сделать для достижения цели сегодня. Часто это может быть что-то небольшое - прочитать статью или позвонить кому-то.
Главное - этот первый шаг к достижению вашей цели нужно совершить как можно скорее, не затягивая дело.
#Коучинг #coaching #постановка целей #квадрат Декарта #хорошо сформулированный результат #ХСР