Найти тему
Про развитие

Коучинг. Постановка целей. Хорошо сформулированный результат

Хорошо сформулированный результат - это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.

Предложена эта модель была Лесли Камерон, и изначально речь шла о пяти условиях:

  • позитивная формулировка;
  • демонстрируемость в чувственном опыте;
  • правильная контекстуализация (привязка к контексту);
  • человек может инициировать действия по достижению результата и поддерживать их;
  • сохранение позитивных побочных эффектов (экологичность).

В данной же статье будет описан более подробный вариант, состоящий из девяти пунктов.

Условия хорошо сформулированной цели:

1. Позитивно сформулирована;

Желаемые результаты должны быть изложены в положительных утверждениях, а не в отрицательных.

Причина тому проста, и заключается в том что подсознание человека не умеет воспринимать отрицание и будет работать с такими установками, отбрасывая частицу "не". Поэтому если в цели присутствуют слова: «не», «устранить», «удалить», «без» и др., ее необходимо сформулировать иначе.

Мотивация должна быть «к», стремиться нужно "к чему-то", то есть быть мотивацией стремления, а не мотивацией избегания.

Человек нужно ответить себе "чего я хочу", а не говорить "чего я не хочу".

2. Контролируется вами;

При настройке хорошо сформированных результатов человек должен сосредоточиться на своих способностях, не полагаясь на других. Достижение цели должно лежать в зоне его контроля, быть целиком и полностью его зоной ответственности, без возможности свалить ответственность на других.

В какой-то мере можно сказать, что фраза "Изменить другого человека никак нельзя " должно стать аксиомой . Это означает, что ставить нужно ту цель, достижение которой целиком и полностью будет зависеть от него.

3. Описывается сенсорным языком

Человеку, нужно попробовать описать то, что он увидит, услышит и почувствует, когда достигнет своего результата, придет в свое целевое состояние.

Цель желательно представлять: видеть, слышать, чувствовать, – а не просто называть. Так что на этом шаге человеку нужно представить, что будет, когда он достигнет цели (погрузиться в целевое состояние): что он будет видеть вокруг себя, как он будет выглядеть, что будет слышать, чувствовать, что говорить себе, что будут говорить другие люди, что конкретно он будете делать, какие будут запахи и так далее. В какой-то мере можно сказать, что человеку нужно создать такую полную сенсорную галлюцинацию достижения цели.

4. Соответствует контексту

Правильно сформированные результаты должны соответствовать контексту, а контекст придавать смысл утверждению.

Полезно ответить на следующие вопросы:

  • – Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
  • – Где, когда и с кем вы хотите этого?

Не всё хочется иметь во всех ситуациях, в любом месте и времени и с любыми людьми.

Если цель «внутренняя»: уверенность, спокойствие, расслабленность, энергичность, настойчивость – то нужно определить те ситуации, в которых человек хочет обладать данными качествами, а где не хочет. Например, расслабленность хороша во время отдыха, но не слишком подходит во время игры в футбол.

В итоге цель должна быть определена для какого–то контекста: уверенность при общении с начальником, удовольствие при просмотре интересного фильма, настойчивость при достижении цели.

Если цель скорее «внешняя»: поехать в отпуск, построить дом, жениться – необходимо определиться с кем, когда и где человек этого хочет. Например, женщина может захотеть поехать летом в Испанию с мужем и детьми , и не хотеть - зимой в Воркуту со свекровью.

5. Подходящего размера

На данном этапе необходимо разобраться с масштабом цели. Если цель слишком большая – есть угроза потери мотивация на пути.

Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие «подцели», достижение которых проще контролировать и для которых быстрее получать обратную связь.

Естественно, есть и обратный процесс – цель может оказаться слишком «маленькой», вроде «выучить 10 английских слов». В таком случае стоит разобраться, к какой более «крупной» цели это всё ведёт.

6. Экологична

Необходимо провести проверку на экологичность правильно сформированных результатов, оценить возможные потери и отказы, необходимые для достижения цели.

Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
  • Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?

Хорошим инструментом для проверки цели на экологичность является квадрат Декарта.

Квадрат Декарта – метод принятия решения, открытый французским ученым, математиком и философом Рене Декартом. Квадрат представляет собой таблицу из четырех вопросов, на которые нужно себе честно ответить.

-2

7. Включает необходимые ресурсы

Нужно спросить себя, какие ресурсы потребуются для достижения этой цели. Кто может помочь в достижении этой цели?

8. Исследованы препятствия

Человек может задать себе следующие вопросы.

  • Существуют ли какие-либо другие цели или задачи, препятствующие достижению этого результата?
  • Что может помешать достичь результата?
  • Какие могут быть дополнительные препятствия, которые могут вызвать проблемы.

9. Определены первые шаги

Важно начать двигаться к цели как можно раньше. Поэтому необходимо определить, какой первые шаги человек может сделать для достижения цели сегодня. Часто это может быть что-то небольшое - прочитать статью или позвонить кому-то.

Главное - этот первый шаг к достижению вашей цели нужно совершить как можно скорее, не затягивая дело.

#Коучинг #coaching #постановка целей #квадрат Декарта #хорошо сформулированный результат #ХСР