В Okko появилась коллекция аниме-фильмов режиссера Хаяо Миядзаки и его студии Ghibli. Среди них — «Ходячий замок», «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо на утесе», «Ветер крепчает» и другие шедевры японского художника. За несколько десятилетий своими работами Миядзаки вдохновил не одно поколение. Рассказываем о 10 ярких и необычных работах мастера.
12+
«Навсикая из долины ветров»
Одна из ранних картин мэтра. Сюжет экологического аниме-фэнтези разворачивается в мире постапокалипсиса. Остатки человечества пытаются существовать на Земле, пережившей природную катастрофу. Промышленность разрушена, ведь именно из-за ее вредных выбросов на планете катаклизм. На Земле образовались бескрайние лесные массивы, а люди живут в их тени.
На руинах прежних государств существует Долина ветров — царство, где люди живут в мире и гармонии. Однако это продолжается недолго, ведь даже апокалипсис не способен изменить человеческие нравы и стремление заполучить как можно больше драгоценных ресурсов и территорий близлежащих соседей. Анимационный фильм Миядзаки поднимает важные для всего мира темы. Художник обращает внимание на необходимость мирного сосуществования в условиях быстро меняющейся агрессивной среды.
«Небесный замок Лапута»
Дебютный фильм основанной Миядзаки и его коллегой по цеху Исао Такахатой анимационной студии Ghibli. Если «Навсикая из долины ветров» была экранизацией одноименной манги (ее написал и нарисовал сам Хаяо), то «Небесный замок Лапута» уходит корнями к английской литературе. Одноименный замок, в частности, фигурировал в книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера».
На сей раз Миядзаки отправляет зрителей на альтернативную Землю начала XX века. Девушка по имени Сита обнаруживает артефакт невиданной силы, Летающий Камень. Его пытались разыскать и правительственные агенты, и пираты-контрабандисты, но все было тщетно. Теперь Сита находится в большой опасности, ведь за ней устраивают настоящую охоту. Пытаясь узнать, в чем секрет Летающего Камня, Сита знакомится с молодым шахтером Падзу и выясняет, что благодаря энергии Камня можно отыскать летающий остров Лапута. По одним данным, там сосредоточена огромная военная мощь, по другим — несметные сокровища.
«Мой сосед Тоторо»
Пожалуй, самое нежное и трогательное аниме мастера, ставшее впоследствии одной из наиболее известных работ Миядзаки (причем, как ни странно, за пределами Японии). Главные героини мультфильма, сестры Мэй и Сацуки, переезжают со своим отцом в небольшой дом, расположенный в маленькой деревне. Неподалеку от населенного пункта простирается лес. Обживаясь на новом месте, сестры натыкаются на неведомое существо — маленького лесного духа.
Оказывается, в лесу таких духов полно! Они живут там не один десяток лет под предводительством доброго повелителя Тоторо. Постепенно Сацуки и Мэй сближаются с Тоторо, который помогает девочкам в бытовых делах — их мать находится в больнице, а отец пропадает на работе. Правда, духи леса (и Тоторо в том числе) остаются невидимы для взрослых; причин прятаться у них, к сожалению, предостаточно.
«Ведьмина служба доставки»
Основную массу работ Миядзаки делал по оригинальным сценариям. Однако «Ведьмина служба доставки» — второй мультфильм автора, который он нарисовал и срежиссировал на основе чужого материала. Сценарий является адаптацией детской книги японской писательницы Эйко Кадоно «Служба доставки Кики» (такое же название у ленты в англоязычном прокате) и пересказывает лишь некоторые главы первоисточника.
Юная девочка по имени Кики — практикующая колдунья. Сложно отнести ее к светлым или темным силам; маленькая озорница делает лишь первые шаги в этом опасном ремесле. Близится ее 13-летие, по канонам магии Кики придется некоторое время жить среди людей. В путешествии в город ее сопровождает кот Дзидзи, а среди первых человеческих знакомств удачно подворачивается добродушный пекарь. Эксперт муки и теста предлагает Кики работу — организовать службу доставки и таким образом помогать местным жителям. Приключения Кики не заставят долго ждать!
«Порко Россо»
Вероятно, главное антивоенное высказывание в творчестве Хаяо Миядзаки. Вопреки расхожему стереотипу о том, что мультфильмы — контент в первую очередь для детей, Миядзаки подобных возрастных границ не ставил. В ткань многих своих работ он закладывал далеко не детские подтексты, и «Порко Россо» — яркий тому пример. Картина создана на основе манги, написанной самим режиссером на фоне военных событий в Югославии.
Главный герой, антропоморфный свин — ярый антифашист и опытный пилот. Когда-то его звали Марко, он был героем войны — прошел Первую мировую войну и остался в живых, — но веры в мирное сосуществование людей сильно поубавилось. Это послужило проклятием героя — его голова превратились в свиную. С тех пор, взяв имя Порко Россо, персонаж охотится на воздушных пиратов в 20-х годах прошлого века не в силах противостоять проклятью. Уничтожение десятков врагов и грабителей, впрочем, позволяет Порко отвлечься от пустых мечтаний когда-нибудь вновь стать человеком.
«Принцесса Мононоке»
Еще одна работа Миядзаки, связанная с темой экологии и ставшая самым кассовым фильмом в истории Японии (позднее эту позицию занял «Титаник»). В центре повествования лесная принцесса Мононоке, когда-то воспитанная волчицей. Своего рода японский Маугли, она смогла стать повелительницей диких зверей. Теперь Мононоке хранит баланс сил в чаще и охраняет местных обитателей от любых напастей.
На другом конце Земли молодой принц Аситака, убив вепря на охоте, навлекает проклятие. Он пускается в путешествие, чтобы излечиться от таинственного недуга. Пути Аситаки, Мононоке и коварной госпожи Эбоси пересекаются. Под угрозой не только молодой принц и родные земли Мононоке, но и весь мир, который Эбоси рискует уничтожить своей тягой к поглощению ресурсов соседних территорий.
«Унесенные призраками»
Картина о девочке, которая отправляется в мир духов для спасения своих родителей, завоевала главную награду Берлинского кинофестиваля, а позднее и премию «Оскар». В родной Японии фильм стал не только самым кассовым в году, но и за всю историю проката. На этот раз Миядзаки обогнал Кэмерона и его «Титаник». В дальнейшем фильм входил во всевозможные списки лучших анимационных проектов в истории кино.
Десятилетняя Тихиро с родителями переезжает, семью ждет новоселье. Но по дороге к намеченному пункту они натыкаются на странный город, в котором им не встречается ни одного человека. Кругом тишь да гладь и на удивление величественный стол, который ломится от разного рода яств. Родители, изрядно проголодавшись, кидаются к еде и к ужасу маленькой девочки буквально превращаются в свиней. Это колдовство злобной колдуньи Юбабы. Оставшись одна, Тихиро не падает духом — девочка собирается в мир Юбабы, чтобы вернуть родителям человеческий облик.
«Ходячий замок»
Необычная работа Миядзаки середины 2000-х, в которой мэтр вновь обращается к англоязычному материалу, но не только! Анимация основана на сказочном романе писательницы Дианы Уинн Джонс, а отдельным источником вдохновения для Миядзаки послужили футуристические работы иллюстратора и карикатуриста Альбера Робиды. Прообразом самого замка Хаулу стала, как ни странно, русская избушка на курьих ножках.
В центре внимания снова магия и колдовство. Коварная колдунья превращает восемнадцатилетнюю девушку по имени Софи в даму преклонных лет. Оказавшись в необычном положении, героиня сбегает из города, в котором ее не узнают даже родственники. Софи знакомится с обитателями удивительного «дома на ножках», в котором живут демон Кальцифер и волшебник Хаул. Первый служит второму по секретному договору и выглядит сильно уставшим. Отважная Софи решает помочь демону, ведь внешность нередко бывает обманчива.
«Рыбка Поньо на утесе»
На первый взгляд «Рыбка Поньо» выглядит как азиатская вариация «Русалочки», но это лишь вершина айсберга. Хорошо известная одноименная сказка Андерсена действительно лежала в основе сюжета, но лишь на ранних этапах разработки концепции. В дальнейшем Миядзаки сильно отошел от первоисточника, так что восьмой мультфильм автора, созданный на студии Ghibli, даже не назовешь вариацией на тему.
История начинается со знакомства с гиперактивной рыбкой Поньо, дочерью морской богини и колдуна. Она столь любопытна, что всякий раз норовит заплыть за границы морского царства, чтобы посмотреть, как живут люди. Во время одного из таких заплывов Поньо застревает в банке, которую выбрасывает на берег. Несчастную рыбку находит пятилетний мальчик Сосукэ. Между Поньо и маленьким человеком устанавливается прочная связь. Теперь Поньо только и мечтает о том, как станет человеком! Прообразом маленького Сосукэ, кстати, послужил сын Миядзаки, Горо.
«Ветер крепчает»
Наконец, последний (на сегодняшний день) полнометражный фильм Хаяо Миядзаки. Опять же, в основе сценария одноименная японская манга самого художника, изданная в конце 2000-х. Также источником вдохновения для работы послужил одноименный роман японского писателя Тацуо Хори (из него взята, например, любовная линия). В мультфильме сталкиваются темы пацифизма и свободы творчества, которые в разные годы поднимал Миядзаки в своих предыдущих работах.
Молодой человек по имени Дзиро страдает от близорукости. Что не мешает ему мечтать о полете за штурвалом самолета. Повзрослев, Дзиро решает сконструировать такой авиационный аппарат, который побьет даже скорость света. Со временем герой завоевывает авторитет в среде коллег и становится лучшим авиаконструктором мира. Вот только через несколько десятилетий его творения станут орудиями войны, о чем Дзиро еще не раз пожалеет.