Две темы, которые вызывают большое напряжение у родителей - рождение и смерть. Как говорить с детьми о смерти? Надо ли это делать? Как не травмировать ребёнка этой информацией?
В возрасте от 5 до 7 лет дети осознают, что всякой жизни приходит конец. Это происходит независимо от того сталкивался ли малыш с уходом близких.
Страх смерти порождает родственные страхи: темноты, подкроватных чудовищ, болезней, войны. У девочек иногда проявляется сильнее, так как у них инстинкт самосохранения более выражен.
Как вести себя взрослым, если ребёнок спрашивает о смерти? Ситуации, в которых такой разговор возникает - разные.
Поводом может послужить гибель домашнего питомца, случайно увиденные похороны, обсуждение взрослыми смерти известного или знакомого человека или внезапная потеря в собственной семье.
Памятка для родителей.
1. Не скрывайте свои чувства, особенно, если эта тема для вас очень сложная: не пытайтесь избежать разговора, заболтать или обмануть. К такому разговору почти никто не бывает готов. Ваша задача - познакомить с реальностью так, чтобы успокоить и переключить на позитив.
Не волнуйтесь, если первый разговор вышел скомканным, к этой теме, обычно, дети возвращаются несколько раз. У вас будет время исправить ситуацию.
2. Определитесь с версией.
Во что вы больше верите? В рай и ад? В реинкарнацию? Вы не религиозны и считаете, что человек продолжается в детях, добрых делах, памяти людей?
Хорошо, если ребёнок узнает разные объяснения, главное, все они должны нести оптимизм, а не безысходность.
3. Говорите правду, не подменяйте слова.
Запрещены: "Уснул вечным сном", Господь забрал", "улетел в лучший мир", "проводили в последний путь".
Такие формулировки могут увеличить количество страхов. Мышление малышей конкретное: услышав такое об умершем, дети боятся засыпать, пугаются, что их внезапно заберёт некто всемогущий, не хотят уезжать из дома, чтобы не оказаться в другом мире.
Лучше называть всё своими именами: покойный, смерть, умер, гроб, похороны, могила.
4. Осторожно с религией.
Пункт касается только невоцерковленных семей, родителей, которые используют религиозные объяснения, потому что вопросы жизни и смерти так объяснить легче.
Всё надо рассказывать с поправкой на конкретное мышление ребёнка.
- Не надо живописать рай. Этому есть две причины: чтобы не обесценить земную жизнь и потерю близкого, объясняя, что умершему там лучше.
- Не надо слишком много говорить о том, что умершие "всегда рядом", "смотрят на нас с небес". В современной масс-культуре слишком много зомби, "живых мертвецов", ребёнок может испугаться.
- Не стоит слишком напирать на "волю Божию", "все под Богом ходим". Это повышает тревожность, страх внезапно умереть или потерять близких.
5. Отвечайте на конкретные вопросы.
Не всегда ребёнку нужны подробности, не пытайтесь опередить его и дать развёрнутый ответ. Так малыш не получит лишней травмирующей информации, к которой может быть пока не готов, а вы сможете подготовиться к следующему разговору. Также лучше сразу честно сообщить, что никто не знает, что ждёт нас после жизни, но у людей есть разные версии и верования: "Я, например, думаю, что..."
Приведу примеры, которые помогают бороться со страхом смерти у детей:
- объяснения о разнице между бессмертной душой и смертным телом;
- учения о реинкарнации, о загробном мире, в котором снова встречаются с любимыми;
- рассказ о том, что в будущем учёные обязательно научатся продлевать жизнь человека, а может даже победят смерть;
- переключение на тему, о том, какая долгая и счастливая жизнь ждёт впереди;
- версия о том, что мы души-путешественники, которые пришли на Землю с миссией, нам выдали тела-скафандры;
- свидетельства людей, переживших клиническую смерть.
У родителей сложная миссия: дать реальную информацию, о том, что жизнь конечна, объяснив, что именно этим она особенно ценна, важно утешить и умиротворить ребёнка, чтобы мысли о смерти не превратились в фобию.
Если горе уже пришло
Как рассказать о смерти близкого человека ребёнку?
1. Не надо пытаться утаивать потерю. Это только вызовет страхи, ведь видно, что со взрослыми что-то происходит, неопределённость пугает, вызывает вину и тревогу.
2. Сообщить должен тот, кому удаётся сохранять самообладание, потому что у ребёнка будут вопросы, испуг, малышу нужно дать объяснения помочь справиться с эмоциями.
3. Лучше выбрать время, когда ребёнок отдохнул, сыт. При разговоре его нужно обнять, взять на руки, найти контакт глазами.
Нельзя сообщать грустные новости в детской, сделайте это на общей территории - в кухне, гостиной, на улице.
4. Говорить надо коротко, простыми словами: "У нас произошло очень грустное событие. Умерла бабушка." Желательно сделать паузу, чтобы малыш осмыслил, задал вопросы.
Брать ли ребёнка на кладбище? Зависит от того, насколько чувствителен малыш, смогут ли взрослые уделить ему достаточно внимания, помочь справиться с эмоциями. При любом решении дети не должны оставаться одни в это время, ни дома, ни на траурных мероприятиях.
5. Дети реагируют по-разному, здесь важно следовать за их эмоциями: малыш плачет- поддержите, утешьте, поплачьте вместе; убежал, хочет спрятаться - возможно ему нужно время, чтобы осознать, обдумать, вернитесь к нему через несколько минут. Объясните, что произойдёт в ближайшие дни, но постарайтесь максимально сохранить привычный режим дня, готовьте любимую еду, укладывайте спать с привычными ритуалами.
В течение двух месяцев после печального события могут проявляться плаксивость, страхи, агрессия, нетипичные игры или рисунки, много обсуждений темы смерти.
Если за этот срок ребёнок не справился или появился энурез, сосание пальцев, тики, другие тревожные признаки, надо обратиться к психологу.
6. Проведите прощание после похорон. Пусть ребёнок сделает что-то в память об умершем: зажжёт свечу, поставит фотографию в рамке, сделает кормушку для птиц, оставит пожертвование в храме, посадит растение.
Задача взрослых - показать ребёнку, что потери случаются, что испытывать горе в таких случаях - нормально, но жизнь продолжается, а слёзы и печаль сменятся светлыми воспоминаниями о любимых людях.
💜