Найти в Дзене

"Глупая пропаганда или грамотный пиар-ход". Чем в 1939 г. СССР удивил весь мир на всемирной выставке в Нью-Йорке

Вершиной довоенной советской культурной дипломатии считается Всемирная Выставка в Париже выставке 1937. Но знаете ли вы, что двумя годами позже не менее впечатляющий павильон был возведен в Нью-Йорке? «Мир завтрашнего дня» Официальное приглашение на Выставку в Нью-Йорке была получено в марте 1937 (проходила она с конца апреля 1939 г. по октябрь 1940 г.). Нарокминдел М.М.Литвинов сопроводил передачу приглашения Сталину запиской: Эта выставка будет более масштабным и значительным событием, чем все те, что происходили ранее. Выше будет и ее международное значение, 37 стран уже дали свое согласие. Мероприятие рассчитано на посещение более 50 млн. человек и представляет огромные возможности для показа достижений Советского Союза. Естественно, положительное решение об участии последовало незамедлительно. Заявленный концепт «Мир завтрашнего дня» идеально совпадал с главной идеей советской пропаганды – показать, что будущее принадлежит социалистическому строю. Коней на переправе не меняют В р
Оглавление

Вершиной довоенной советской культурной дипломатии считается Всемирная Выставка в Париже выставке 1937. Но знаете ли вы, что двумя годами позже не менее впечатляющий павильон был возведен в Нью-Йорке?

«Мир завтрашнего дня»

Официальное приглашение на Выставку в Нью-Йорке была получено в марте 1937 (проходила она с конца апреля 1939 г. по октябрь 1940 г.). Нарокминдел М.М.Литвинов сопроводил передачу приглашения Сталину запиской:

Эта выставка будет более масштабным и значительным событием, чем все те, что происходили ранее. Выше будет и ее международное значение, 37 стран уже дали свое согласие. Мероприятие рассчитано на посещение более 50 млн. человек и представляет огромные возможности для показа достижений Советского Союза.

Естественно, положительное решение об участии последовало незамедлительно. Заявленный концепт «Мир завтрашнего дня» идеально совпадал с главной идеей советской пропаганды – показать, что будущее принадлежит социалистическому строю.

-2

Коней на переправе не меняют

В работу приняли проект Б.М.Иофана, автора московских «высоток». Получилось впечатляюще: разорванное полукольцо «граненых», вертикально ориентированных зданий с гигантским постаментом для скульптуры в центре.

Ради стальной скульптуры рабочего со звездой, высотой 72м с постаментом, которую изваял скульптор В.Андреев, организаторы нарушили ранее принятый «высотный регламент». Для СССР сделали исключение, позволив его павильону быть выше центральных павильонов хозяев «Перисфера» и «Трилон». Скульптура, идейно параллельная «Статуе Свободы». стала «визиткой» советской экспозиции. На открытке, ее изображающей -было продано много тысяч экземпляров - напечатана цитата Молотова:

Мирно горят наши рубиновые звезды. Они светят далеко за пределы великой нашей Родины. Напавший на Советский Союз, испытает весь огонь нашей стальной самозащиты.

Не «аттракцион», а «правда»

Уникальность советской экспозиции состояла в том, что для строительства и экспонатов не использовались имитации. Не было характерных для выставок фанеры и папье-маше – только подлинные мрамор, порфир, гранит, сталь, ценные породы дерева. Одного только камня использовали почти 9 тыс. кубометров, почти половину того, что потребовалось на пуск второй очереди метро. Кстати, полная копия фрагмента московской станции «Маяковская» стала «гвоздем программы»! Поставленные по бокам зеркала создавали оптический эффект нахождения в огромной подземной галерее, и публика валом валила в «московский метрополитен».

-3

Наши газеты с гордостью писали:

Остальные павильоны напоминают аттракционы с простейшими эффектами. Может, временный характер выставочных построек это и оправдывает, но к прообразу архитектуры будущего подобные эффекты не имеют никакого отношения

Советский павильон должен был демонстрировать «непобедимую мощь и светлое будущее молодого пролетарского государства», и демонстрировал.

-4

Ряд экспонатов были достойны того, чтобы сразу войти в мировую сокровищницу искусства. Например, фонтан из хрусталя, состоящий из 77 фрагментов, «четырехметровое чистое волшебство», как писала о нем пресса или точная карта СССР величиной 5,90×4,5м «Индустрия социализма», составленная из самоцветов.

Выставка продлилась недолго

Вскоре началась Вторая мировая. «Культурная дипломатия» отошла на второй план. В 1940 экспонаты выставки вернулись домой. Часть погибла во время войны. Часть – после развала СССР. Некоторые целы до сих пор.

Непонятно, какого эффекта добилось советского руководство. Но сил и средств на эффектную пролетарскую экспозицию было затрачено немало.