Ровно 100 лет назад, 1 июня 1922 года в состав Российской Федерации официально вошла Ойротская автономная область — нынешняя совсем небольшая, с населением чуть больше 220 тысяч человек, но такая гостеприимная и необыкновенно живописная Республика Алтай.
Об удивительном прошлом региона-юбиляра нам рассказал Александр Эбель, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и археологии Горно-Алтайского государственного университета.
Из глубины веков
Археологические открытия, сделанные на территории Республики Алтай, говорят о том, что предки человека современного типа жили в Горном Алтае уже много сотен тысяч лет назад. Самой древней стоянкой людей на территории России признана Улалинка, которая находится в черте столицы региона города Горно-Алтайска. При раскопках здесь были найдены примитивные каменные орудия труда, которые исследователи датировали в пределах нижнего палеолита, то есть от 1,5 млн до 150 тыс. лет назад. Эти и другие находки на территории Алтая позволили пересмотреть время заселения первобытными людьми Сибири, т.к. ранее датировка самых древних памятников укладывалась в пределах лишь 20-25 тыс. лет.
К более поздним периодам каменного века относятся обширные материалы из раскопок пещерных стоянок. Многим известна, например, Денисова пещера, где было найдено огромное количество предметов каменной индустрии и фрагменты кости древнего человека. С помощью радиоуглеродного метода удалось установить их возраст: он составляет 42 тыс. лет. Это останки самого древнего человека, найденного на территории России до настоящего времени.
К концу IV тыс. до н.э. люди вступают в эпоху медно-каменного века. В это время на территории региона появляются носители так называемой афанасьевской культуры — высокие (в среднем порядка 180 см и выше) и принадлежавшие к европеоидному типу первые сибирские скотоводы.
В I тыс. до н.э. начинается период раннего железа, связанный с существованием культуры скифского типа. Это наиболее изученный период в древней истории Горного Алтая и представленный памятниками майэмирской и пазырыкской культур. Они известны на всей территории Республики Алтай — это знаменитые Пазырыкские, Укокские и другие курганы
В курганах с мерзлотой были сделаны сенсационные открытия мирового масштаба: бальзамированные тела, предметы из дерева, кожи, войлока, ткани и т.д. Композиции со сценами борьбы реальных и фантастических животных на коврах, тканях, предметах являются теперь своеобразными знаковыми символами, олицетворяющими культурное наследие Алтая. Изделия, созданные в скифо-сибирском зверином стиле, экспонируются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
В III в. до н.э. на степных просторах Центральной Азии складывается мощное хуннское государство, во главе которого стоял правитель, именовавший себя Шаньюем. Хуннское войско разгромило многие народы Центральной Азии и Саяно-Алтая и стало гегемоном в степях Центральной Азии.
Средневековье — это богатая событиями огромного исторического масштаба эпоха. Этот период связан с историей средневековых государств-каганатов: Первого и Второго Тюркского, Уйгурского, Кыргызского. Политическая история средневековых государств Центральной Азии насыщена различными событиями, которые хорошо освещены в китайских хрониках и других источниках (арабских, византийских).
Тюрки были отменными плавильщиками, рудознатцами и искусными мастерами. Весьма заметное место в их жизни играла охота, торговля, хотя Алтай находился вдали от Великого Шелкового пути. Неслучайны довольно частые находки импорта (шелковые ткани, зеркала, монеты и прочие изделия).
Огромным достижением тюркской культуры было изобретение письменности. Памятники рунического письма известны в Хакассии, Туве, Монголии и Горном Алтае. Надписи наносились на скалах, стелах, бытовых предметах.
Между Цинской империей и «белыми царями»
В 1755-1756 гг., после разгрома Джунгарского ханства территория Горного Алтая была наводнена войсками Цинской империи и мятежного нойона Амурсаны. В январе 1756 г. состоялся совет 13 зайсанов, который принял решение обратиться к императрице Елизавете с просьбой о приеме их в подданство и защите. 24 мая в штаб командующего сибирскими войсками поступил указ Коллегии иностранных дел России с обстоятельным изложением условий и порядка приема джунгарцев (алтайцев) в подданство России.
«…Вышеписанным зенгородским зайсанам … от подданства Ея Императорского Величества не отказывать, но по вышеозначенным ли рекам или в других местах внутри границы им кочевать позволить, сие оставляется на тамошнее рассмотрение», — говорилось в указе.
Особое внимание обращалось на принятие соответствующих мер с тем, чтобы алтайцы «по вступлении их в подданство Ея Императорского Величества с китайской стороны оставлены были в покое».
К началу лета 1757 г., согласно донесению оренбургского губернатора В.А. Мятлева, в российское подданство было принято 7011 человек. Своеобразие политической ситуации, однако, состояло в том, что во второй половине 1750-х гг. в центральной и южной частях Горного Алтая, помимо алтайцев — российских подданных, оставалась большая группа населения, формально не принявшая ни российского, ни цинского подданства из-за боязни быть переселенными с родной земли. Однако благодаря миссиям поручика Ф. Заливина и боярского сына И. Максюкова в Центральный Алтай удалось склонить оставшихся в горах Алтая зайсанов Намжила Тысова, Чубрека Акбилекова и некоторых старшин перейти в подданство России.
В 1760-1761 гг. российским правительством предпринимались попытки укрепления российской границы на Алтае путем строительства крепостей и других военных сооружений. Но из-за «непроходимых естественных препятствий» реализовать план не удалось. Поэтому территория Горного Алтая осталась за пределами линии российских военных крепостей, форпостов и других укреплений.
Вплоть до начала 1790-х гг. Цинское правительство Китая не оставляло идею отторжения земель алтайцев и предъявляло различные претензии. 1 апреля 1791 г. от Правительствующего Сената было получено указание пресекать каждый случай территориального притязания цинской пограничной администрации. В случае невозможности мирного разрешения инцидента предписывалось остановить его «действием воинских команд». Тем самым был положен конец провокационным действиям цинских пограничных властей.
Присоединение Горного Алтая, занимающего стратегическое положение на стыке Западной Сибири и Центральной Азии, укрепило геополитическую позицию России и создало условия для ее последующего продвижения в Центральную Азию. В многовековой истории алтайского народа середина XVIII столетия остается знаменательной вехой: в составе Российского государства стало возможным возрождение этнокультурного потенциала обескровленных войной теленгутов и других алтайских племен и их консолидация в новую этническую общность — алтайский народ.