Как известно- на войне трофеи дело святое! С самого начала и на протяжении всей Второй мировой войны не пренебрегали трофеями, среди которых безусловно была техника и немцы. Среди трофейной техники, конечно, были и советские танки Т-34.
Советский танк был высоко оценен немцами. О отношении немцев к Т-34 красноречиво говорят высказывания их генералов: "Внушающий страх", так отзывался о нём родоначальник танкостроения Германии генерал-полковник Хайнц Гудериан. Генерал-майор танковых войск вермахта Фридрих Вильгельм фон Меллентин говорил о Т-34: "Ничего подобного у нас не было".
Не воспользоваться таким ценным трофеем было бы непростительной ошибкой. Таким образом, трофейный советский танк стал поступать в немецкие бронетанковые части под обозначением Panzerkampfwagen T-34-747 (r). Первые танки были развернуты в составе 1- й, 8 -й и 11-й танковых дивизий уже в течение лета 1941 года.
Поступали на вооружение Т-34 и в так называемые "элитные" части Третьего рейха. Большое количество трофейных советских танков было в составе 2- й танковой дивизии СС "Дас Райх" и 3-й танковой дивизии СС "Тотенкопф".
Изначально, комплектование трофейной техникой немецких танковых частей считалось очень противоречивым и даже опасным решением. Всё дело в том, что в пылу сражения существовала высокая вероятность попадания советских танков под управлением немецких экипажей под огонь собственной артиллерии, которые зачастую вели огонь по танкам исходя из того, что в прицел попадал так ненавистный им силуэт, а вопрос кто находился внутри уже оказывался вторичным. Во избежание подобных ошибок на корпусах танков рисовали большие кресты или даже свастики. Очень распространенной практикой было рисовать кресты или свастики на верхней части башни, чтобы предотвратить атаки самолетов Люфтваффе.
О том, что немцы действительно дорожили трофейными Т-34, свидетельствует и то, что ремонтировали и обслуживали их с перспективой длительного использования. С конца 1941 года трофейные танки Т-34 переправляли для проведения ремонта и дальнейших модификаций в мастерские в Риге, а в течение 1943 года Т-34 ремонтировали в мастерских Mercedes-Benz в Мариенфельде и Вумаге в Герлице (ныне Згожелец).
Захваченные «тридцатьчетверки» ремонтировали, перекрашивали, наносили опознавательные обозначения, устанавливали ящики для хранения инструментов, немецкие радиостанции и оптику. В отдельных случаях для улучшения обзора устанавливали командирские башенки от поврежденных немецких танков Panzerkampfwagen III и IV.
Неремонтопригодные танки также шли в дело. Такие танки закапывали в землю в качестве дотов, использовали для различных испытаний или в качестве мишеней для учебных стрельб. Кроме того, башни советских танков устанавливались на бронепоезда.
Заслуживает внимание немецкая переделка танка Т-34 в зенитный танк под обозначением Flakvierling auf Fahrgestell T-34 (r) или Flakpanzer T-34 (r), который был вооружен четырьмя зенитными пулемётами L/115 калибра 20мм. Башню изготавливали в полевых мастерских из бронелистов взятых от поврежденных полугусеничных бронетранспортёров Sonderkraftfahrzeug 251.
Эта машина состояла на вооружении в составе Schwere Heeres Panzerjager Abteilung 653 в первой половине 1944 года.
В середине 1944 года вышеупомянутое подразделение использовало ещё один танк Т-34, модифицированный для перевозки боеприпасов под наименованием Munitionspanzer T-34 (r).
Появившийся на вооружение Красной армии в 1944 году усовершенствованный танк Т-34-85 вооруженный 85-мм пушкой немцам удалось захватить лишь несколько десятков штук, а поставить под свои знамёна и того меньше.