Пожалуй, ни одна солидная монография, посвященная всемирной архитектуре, не обходится без описания памятников ярославского зодчества. В стремлении увидеть их воочию в город приезжают тысячи туристов. На Дзене размешено множество статей о знаменитых храмах Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи …
Меж тем, есть в Ярославле памятники, подчас почти неизвестные не только гостям, но и многим коренным горожанам. Сегодня расскажем о ярославском Заволжье. Все показанные ниже церкви находятся либо в городской черте, либо непосредственно примыкают к ней.
Ансамбль Казанской (XVII в.) и Воскресенской церквей (1780 г.) в дворянской усадьбе Пазушино.
Родовая вотчина дворян Обресковых «Пазушино» ныне граничит с жилыми кварталами городского района «Резинотехника». Еще в имперские времена усадебные строения пришли в упадок и были разобраны. От обширного барского имения сохранились лишь две каменные церкви.
Среди владельцев Пазушина наиболее яркий след в истории оставил Алексей Михайлович Обресков (1718-1787) - блестящий дипломат екатерининской эпохи, сенатор, действительный тайный советник.
Он обладал превосходной памятью и знал несколько иностранных языков. А ещё отличался отчаянной смелостью. Будучи послом в Турции, ему не раз приходилось отбиваться от разъярённых фанатиков. Во время Русско-турецкой войны он был брошен султаном в страшный Семибашенный замок, но остался верен своему долгу.
В 1774 г. А.М. Обресков стал ключевой фигурой при разработке Кучук-Кайнарджийского мирного договора, обеспечившего присоединение Крыма к России. Одним из его условий значился беспрепятственный проход российских судов через Черноморские проливы, что соблюдается по сию пору.
Считается, что малая (зимняя) церковь во имя Казанской Божией Матери возведена предками дипломата во второй половине XVII в. Она представляет собой редкий тип ярославского храма, перекрытого «по-клетски» - на два ската.
При том, облик миниатюрной постройки весьма гармоничен. Островерхий фронтон с «изломом» придает ей вид сказочного древнерусского терема.
Впечатления усиливают «перспективные» оконные проемы, обрамленные нарядными наличниками с кокошниками.
В царившей вокруг тишине было время поразмышлять о жизненных парадоксах. Так, вспомнилось, что новодельная «Берендеевка» под Костромой, стилизованная «под древнюю Русь», когда-то входила в число самых оживленных маршрутов. При виде экспозиции, составленной из декораций к фильму «Снегурочка», туристы массово выражали восторг: «О, какие тут избушки очаровательные – прямо как в сказке»!
Здесь же, в полушаге от столицы Золотого Кольца, подлинный памятник XVII в., маленький шедевр древнерусского стиля, пребывает в тиши и забвении. И при том отнюдь не лежит в руинах, а вполне себе побелен и ухожен. В нем регулярно совершаются службы …
Дорогого стоит и большая (летняя) усадебная церковь во имя Воскресения Христова. Она возведена стараниями дипломата Алексея Оберескова в 1780 г.
Особую «дворцовую» стройность храму придают удлиненные пилястры с желобками-каннелюрами. В хорошем стиле екатерининского барокко выполнены обрамления оконных проемов.
И наконец, просто великолепны выложенные из кирпича знаки «Держава»! Послание, адресованное Обресковым потомкам, хорошо понятно – «Россия, вперед»!
Толгоболь. Ансамбль Троицкой (1755 г.) и Покровской (1833 г.) церквей.
По всему, храмы Пазушина послужили прообразом для церковного ансамбля в соседнем селе Толгоболь. Это древнее название перекликается с местными мерянскими топонимами: Искробол, Шачебол, Шурскол …
В двух километрах отсюда, на берегу Волги, находится чтимая ярославская обитель – Свято-Введенский Толгский монастырь.
В Толгоболе, по сравнению с изысканной дворянской архитектурой Пазушина, всё выглядит проще, более бесхитростно и незатейливо.
Так, далека от классического совершенства малая клетская церковь во имя Троицы Живоначальной. Вместе с тем, её внутреннее убранство удивляет своим богатством – церковь не закрывалась в советское время, и избежала разорения.
Несколько наивным показался 4-х колонный классический портик большого (летнего) храма Покрова Пресвятой Богородицы. Зато колокольня, декорированная фронтонами и окнами-люкарнами, смотрится совсем неплохо.
В итоге две разные по стилю церкви образуют нарядный, ослепительно белый сказочный городок. Воздвигнутые на высоком холме, они живописно венчают приволжские окрестности.
Церковь Святой Троицы (1832 г.) в Смоленском
Церковь Святой Троицы в местечке Смоленское невелика по своим размерам. Долгое время она действовала на правах скита соседнего Толгского монастыря. Считается, что в основе её лежит храм XVII века, капитально перестроенный в 1832 г.
О некой глубокой реконструкции свидетельствует эклектичная 3-х ярусная кровля. Над входом, перекрытым малым куполом, очевидно, возвышалась шатровая колокольня
Чрезвычайный интерес представляют Святые ворота, увенчанные островерхим шатром. Возможно, перед нами еще одна из малых архитектурных форм конца XVII – начала XVIII вв.
По крайней мере, сохранившиеся на своде ворот фрески выглядят весьма древними.
Неподалеку от церкви находится одно из живописных мест Ярославля – так называемый Верхний остров.
Когда-то он был излюбленным местом отдыха ярославцев. Мои предки рассказывали, что горожане приезжали сюда на пароходиках с начищенными до блеска самоварами. А состоятельные путейцы-паровозники даже привозили с собой граммофоны. От прежних времен здесь сохранились могучие двухсотлетние липы.
В прогалинах между реликтовыми деревьями открываются виды привольных волжских просторов.
Яковлевско-Благовещенская церковь в Яковлевской слободе (1769-1778)
Этот храм является одним из духовных центров обширного Заволжского района Ярославля. Службы в нём не прекращались при советской власти. В годы Великой Отечественной войны здесь молились о даровании победы Русскому воинству.
История здешнего прихода насчитывает много веков. Яковлевская слобода впервые упомянута в летописях под 1602 годом. Жители её занимались выделкой кож, а также гончарным ремеслом и торговлей.
Существующее каменное здание строилось в два этапа. В 1769 г. был освящен летний храм, а в 1778 г. было завершено возведение зимнего храма и высокой 4-х ярусной колокольни. Именно она придает особую выразительность церкви, построенной по традиционному типу «кораблём».
Чтимой здешней святыней является Чудотворный Животворящий Крест Господень, датируемый началом XIV века (!) По преданию, он был обретен близ храма неким страждущим путником. Пребывая во сне, он вдруг услышал голос, велевший ему явиться в указанное место.
Странник внял Слову Божьему, и наутро пришел на окраину слободы. Там под слоем земли он обнаружил резной крест. Коснувшись его рукой, страдалец тут же исцелился от всех недугов.
Получается, что ярославское распятие на целое столетие старше знаменитого Годеновского креста! 700-летний юбилей его обретения здешние верующие отпраздновали широко и торжественно – с молебнами, колокольным звоном и крестным ходом.
Неподалеку находится недавно отстроенный новодел – храм Воскресения Христова. Он представляет собой любопытную архитектурную миниатюру в «византийском» стиле.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких на Тверицкой набережной (1693 г.)
Об этом храме мы уже рассказывали на нашем канале.
В целом можно судить, что Ярославское Заволжье представляет собой уникальный заповедник церквей «клетского» типа.
Церковь Софии Премудрости Божией в Савине (1766 г.)
Храм со звучным именем Софии Премудрости Божией наглядно свидетельствует о стойкости традиций XVII века в ярославском зодчестве. Одноглавая церковь с небольшим четвериком и высокой шатровой колокольней выглядит гораздо старше своих лет.
Когда-то картину дополняли арки галереи, ныне заложенные кирпичом. И лишь барочные наличники с «замковыми камнями» указывают на то, что перед нами памятник 18-го столетия.
В церковном некрополе сохранились старинные чугунные и белокаменные надгробия
А церковный пруд чем-то схож с легендарной рекой Летой
В завершение маршрута приятно отдохнуть в уютном парке на берегу Волги. Его тенистые аллеи начинаются буквально в двух шагах от храма.
В парке установлен памятный знак в честь очень древнего поселения – стоянки человека эпохи неолита. Ну что ж, археологические находки надо уважать – это тоже наша история. Помнится, Владимир Высоцкий вдохновенно воспевал жизнь первобытных людей:
Помнишь мезозойскую культуру:
У костра сидели мы с тобой,
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой
И наконец, из парка открывается один из лучших видов Ярославля – с Успенским собором на Стрелке, Митрополичьими палатами и Арсенальной башней. Воистину, "Дивны Божие дела"!