Найти тему

Неизвестный Ярославль. Памятники Заволжской стороны

Оглавление

Пожалуй, ни одна солидная монография, посвященная всемирной архитектуре, не обходится без описания памятников ярославского зодчества. В стремлении увидеть их воочию в город приезжают тысячи туристов. На Дзене размешено множество статей о знаменитых храмах Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи …

Меж тем, есть в Ярославле памятники, подчас почти неизвестные не только гостям, но и многим коренным горожанам. Сегодня расскажем о ярославском Заволжье. Все показанные ниже церкви находятся либо в городской черте, либо непосредственно примыкают к ней.

Ансамбль Казанской (XVII в.) и Воскресенской церквей (1780 г.) в дворянской усадьбе Пазушино.

Родовая вотчина дворян Обресковых «Пазушино» ныне граничит с жилыми кварталами городского района «Резинотехника». Еще в имперские времена усадебные строения пришли в упадок и были разобраны. От обширного барского имения сохранились лишь две каменные церкви.

Кованые врата Казанской церкви
Кованые врата Казанской церкви

Среди владельцев Пазушина наиболее яркий след в истории оставил Алексей Михайлович Обресков (1718-1787) - блестящий дипломат екатерининской эпохи, сенатор, действительный тайный советник.

Он обладал превосходной памятью и знал несколько иностранных языков. А ещё отличался отчаянной смелостью. Будучи послом в Турции, ему не раз приходилось отбиваться от разъярённых фанатиков. Во время Русско-турецкой войны он был брошен султаном в страшный Семибашенный замок, но остался верен своему долгу.

Художник Ф.С. Рокотов. Портреты Алексея Михайловича Обрескова и его жены Варвары Андреевны https://ru.wikipedia.su/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Obreskov_Alexey_Mihailovich.jpg
Художник Ф.С. Рокотов. Портреты Алексея Михайловича Обрескова и его жены Варвары Андреевны https://ru.wikipedia.su/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Obreskov_Alexey_Mihailovich.jpg

В 1774 г. А.М. Обресков стал ключевой фигурой при разработке Кучук-Кайнарджийского мирного договора, обеспечившего присоединение Крыма к России. Одним из его условий значился беспрепятственный проход российских судов через Черноморские проливы, что соблюдается по сию пору.

Считается, что малая (зимняя) церковь во имя Казанской Божией Матери возведена предками дипломата во второй половине XVII в. Она представляет собой редкий тип ярославского храма, перекрытого «по-клетски» - на два ската.

Казанская церковь в Пазушине, вторая половина XVII в.
Казанская церковь в Пазушине, вторая половина XVII в.

При том, облик миниатюрной постройки весьма гармоничен. Островерхий фронтон с «изломом» придает ей вид сказочного древнерусского терема.

Впечатления усиливают «перспективные» оконные проемы, обрамленные нарядными наличниками с кокошниками.

Наличники Казанской церкви
Наличники Казанской церкви

В царившей вокруг тишине было время поразмышлять о жизненных парадоксах. Так, вспомнилось, что новодельная «Берендеевка» под Костромой, стилизованная «под древнюю Русь», когда-то входила в число самых оживленных маршрутов. При виде экспозиции, составленной из декораций к фильму «Снегурочка», туристы массово выражали восторг: «О, какие тут избушки очаровательные – прямо как в сказке»!

Восточный фасад Казанской церкви
Восточный фасад Казанской церкви

Здесь же, в полушаге от столицы Золотого Кольца, подлинный памятник XVII в., маленький шедевр древнерусского стиля, пребывает в тиши и забвении. И при том отнюдь не лежит в руинах, а вполне себе побелен и ухожен. В нем регулярно совершаются службы …

Вид Казанской церкви
Вид Казанской церкви

Дорогого стоит и большая (летняя) усадебная церковь во имя Воскресения Христова. Она возведена стараниями дипломата Алексея Оберескова в 1780 г.

Воскресенская церковь в Пазушине,1780 г.
Воскресенская церковь в Пазушине,1780 г.

Особую «дворцовую» стройность храму придают удлиненные пилястры с желобками-каннелюрами. В хорошем стиле екатерининского барокко выполнены обрамления оконных проемов.

Вид Воскресенской церкви
Вид Воскресенской церкви

И наконец, просто великолепны выложенные из кирпича знаки «Держава»! Послание, адресованное Обресковым потомкам, хорошо понятно – «Россия, вперед»!

Знаки «Держава», выложенные из фигурного кирпича
Знаки «Держава», выложенные из фигурного кирпича

Толгоболь. Ансамбль Троицкой (1755 г.) и Покровской (1833 г.) церквей.

По всему, храмы Пазушина послужили прообразом для церковного ансамбля в соседнем селе Толгоболь. Это древнее название перекликается с местными мерянскими топонимами: Искробол, Шачебол, Шурскол …

В двух километрах отсюда, на берегу Волги, находится чтимая ярославская обитель – Свято-Введенский Толгский монастырь.

В Толгоболе, по сравнению с изысканной дворянской архитектурой Пазушина, всё выглядит проще, более бесхитростно и незатейливо.

Троицкая и Покровская церкви в Толгоболе
Троицкая и Покровская церкви в Толгоболе

Так, далека от классического совершенства малая клетская церковь во имя Троицы Живоначальной. Вместе с тем, её внутреннее убранство удивляет своим богатством – церковь не закрывалась в советское время, и избежала разорения.

Церковь во имя Троицы Живоначальной в Толгоболе
Церковь во имя Троицы Живоначальной в Толгоболе

Несколько наивным показался 4-х колонный классический портик большого (летнего) храма Покрова Пресвятой Богородицы. Зато колокольня, декорированная фронтонами и окнами-люкарнами, смотрится совсем неплохо.

Ансамбль зимней и летней церквей в Толгоболе
Ансамбль зимней и летней церквей в Толгоболе

В итоге две разные по стилю церкви образуют нарядный, ослепительно белый сказочный городок. Воздвигнутые на высоком холме, они живописно венчают приволжские окрестности.

На просторах Ярославского Заволжья
На просторах Ярославского Заволжья

Церковь Святой Троицы (1832 г.) в Смоленском

Церковь Святой Троицы в местечке Смоленское невелика по своим размерам. Долгое время она действовала на правах скита соседнего Толгского монастыря. Считается, что в основе её лежит храм XVII века, капитально перестроенный в 1832 г.

Троицкая церковь в Смоленском
Троицкая церковь в Смоленском

О некой глубокой реконструкции свидетельствует эклектичная 3-х ярусная кровля. Над входом, перекрытым малым куполом, очевидно, возвышалась шатровая колокольня

Вид Троицкой церкви в Смоленском
Вид Троицкой церкви в Смоленском

Чрезвычайный интерес представляют Святые ворота, увенчанные островерхим шатром. Возможно, перед нами еще одна из малых архитектурных форм конца XVII – начала XVIII вв.

Святые ворота Троицкой церкви в Смоленском
Святые ворота Троицкой церкви в Смоленском

По крайней мере, сохранившиеся на своде ворот фрески выглядят весьма древними.

Фреска на своде Святых ворот
Фреска на своде Святых ворот

Неподалеку от церкви находится одно из живописных мест Ярославля – так называемый Верхний остров.

Речка Волушка, отделяющая остров от «материка»
Речка Волушка, отделяющая остров от «материка»

Когда-то он был излюбленным местом отдыха ярославцев. Мои предки рассказывали, что горожане приезжали сюда на пароходиках с начищенными до блеска самоварами. А состоятельные путейцы-паровозники даже привозили с собой граммофоны. От прежних времен здесь сохранились могучие двухсотлетние липы.

Старые липы на Верхнем острове
Старые липы на Верхнем острове

В прогалинах между реликтовыми деревьями открываются виды привольных волжских просторов.

Вид Волги с Верхнего острова
Вид Волги с Верхнего острова

Яковлевско-Благовещенская церковь в Яковлевской слободе (1769-1778)

Этот храм является одним из духовных центров обширного Заволжского района Ярославля. Службы в нём не прекращались при советской власти. В годы Великой Отечественной войны здесь молились о даровании победы Русскому воинству.

Яковлевско-Благовещенская церковь
Яковлевско-Благовещенская церковь

История здешнего прихода насчитывает много веков. Яковлевская слобода впервые упомянута в летописях под 1602 годом. Жители её занимались выделкой кож, а также гончарным ремеслом и торговлей.

Церковь с высоты птичьего полета
Церковь с высоты птичьего полета

Существующее каменное здание строилось в два этапа. В 1769 г. был освящен летний храм, а в 1778 г. было завершено возведение зимнего храма и высокой 4-х ярусной колокольни. Именно она придает особую выразительность церкви, построенной по традиционному типу «кораблём».

Вид Яковлевской церкви
Вид Яковлевской церкви

Чтимой здешней святыней является Чудотворный Животворящий Крест Господень, датируемый началом XIV века (!) По преданию, он был обретен близ храма неким страждущим путником. Пребывая во сне, он вдруг услышал голос, велевший ему явиться в указанное место.

Чудотворный Животворящий Крест Господень в Яковлевской церкви http://yakov.cerkov.ru/
Чудотворный Животворящий Крест Господень в Яковлевской церкви http://yakov.cerkov.ru/

Странник внял Слову Божьему, и наутро пришел на окраину слободы. Там под слоем земли он обнаружил резной крест. Коснувшись его рукой, страдалец тут же исцелился от всех недугов.

Вид Животворящего креста http://yakov.cerkov.ru/
Вид Животворящего креста http://yakov.cerkov.ru/

Получается, что ярославское распятие на целое столетие старше знаменитого Годеновского креста! 700-летний юбилей его обретения здешние верующие отпраздновали широко и торжественно – с молебнами, колокольным звоном и крестным ходом.

Реставраторы и клирики возле Животворящего Креста http://yakov.cerkov.ru/
Реставраторы и клирики возле Животворящего Креста http://yakov.cerkov.ru/

Неподалеку находится недавно отстроенный новодел – храм Воскресения Христова. Он представляет собой любопытную архитектурную миниатюру в «византийском» стиле.

Церковь Воскресения Христова, 2020-е гг.
Церковь Воскресения Христова, 2020-е гг.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких на Тверицкой набережной (1693 г.)

Об этом храме мы уже рассказывали на нашем канале.

В целом можно судить, что Ярославское Заволжье представляет собой уникальный заповедник церквей «клетского» типа.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких и часовня в Тверицах
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких и часовня в Тверицах

Церковь Софии Премудрости Божией в Савине (1766 г.)

Храм со звучным именем Софии Премудрости Божией наглядно свидетельствует о стойкости традиций XVII века в ярославском зодчестве. Одноглавая церковь с небольшим четвериком и высокой шатровой колокольней выглядит гораздо старше своих лет.

Церковь Софии Премудрости Божией в Савине (1766 г.)
Церковь Софии Премудрости Божией в Савине (1766 г.)
Табличка на церкви
Табличка на церкви

Когда-то картину дополняли арки галереи, ныне заложенные кирпичом. И лишь барочные наличники с «замковыми камнями» указывают на то, что перед нами памятник 18-го столетия.

Вид церкви Софии Премудрости Божией
Вид церкви Софии Премудрости Божией
Абсида церкви
Абсида церкви

В церковном некрополе сохранились старинные чугунные и белокаменные надгробия

Чугунные надгробия Юдиной и купцов Байбородиных, 1864-1886 гг.
Чугунные надгробия Юдиной и купцов Байбородиных, 1864-1886 гг.
Белокаменное надгробие статского советника Александра Николаевича Дмиторова, даты утрачены
Белокаменное надгробие статского советника Александра Николаевича Дмиторова, даты утрачены

А церковный пруд чем-то схож с легендарной рекой Летой

Церковный пруд
Церковный пруд

В завершение маршрута приятно отдохнуть в уютном парке на берегу Волги. Его тенистые аллеи начинаются буквально в двух шагах от храма.

Березовая аллея в парке
Березовая аллея в парке

В парке установлен памятный знак в честь очень древнего поселения – стоянки человека эпохи неолита. Ну что ж, археологические находки надо уважать – это тоже наша история. Помнится, Владимир Высоцкий вдохновенно воспевал жизнь первобытных людей:

Помнишь мезозойскую культуру:

У костра сидели мы с тобой,

Ты мою изодранную шкуру

Зашивала каменной иглой

Памятный знак на месте стоянки эпохи неолита
Памятный знак на месте стоянки эпохи неолита

И наконец, из парка открывается один из лучших видов Ярославля – с Успенским собором на Стрелке, Митрополичьими палатами и Арсенальной башней. Воистину, "Дивны Божие дела"!

Вид Ярославля из парка возле церкви Софии Премудрости Божией
Вид Ярославля из парка возле церкви Софии Премудрости Божией
-39