В интернете есть бесчисленное множество советов, что для портфолио нужно снять всех друзей и родных, а потом снять их ещё раз, но уже хорошо. Есть множество пояснений, что портфолио фотографу нужно для того, чтоб начать продавать свои услуги, и что чем лучше портфолио, тем дороже можно продавать. Что нужно выработать свой авторский стиль, но показать как можно более широкий диапазон возможностей.
Но дальше полезные статьи оставляют юные таланты в вакууме. «Чем лучше портфолио» — это как? Авторский стиль — это что, каждую съёмку делать похожей на предыдущую?
Эта статья для тех, кто уже прочитал вот эту, но получил больше вопросов, чем ответов. Разбираемся, что снимать, чтобы не участвовать в гонке «кто дешевле», не выгорать, а также где хранить своё портфолио, чтобы не терять заказчиков.
Что должно быть в портфолио фотографа
В начале пути хочется хвататься за всё сразу, ведь мир фотографии огромен. Но чем раньше вы определитесь со своим основным жанром (или парой жанров), тем раньше ваше портфолио начнёт продавать ваши съёмки.
Выбрать основной жанр — это не значит снимать только в нём (это может звучать очень скучно), не развиваться и не экспериментировать с новым.
Но это то, что будет занимать 80% вашей самопрезентации на любой площадке. То, в чем вы безоговорочно хороши.
Как выбрать свой основной жанр? Представьте, что вы будете снимать только это каждую неделю. Выберите то, от чего вы не взвыли от тоски.
Я возьму на себя смелость предложить вам сесть и подумать, чтоб разобраться, что нравится снимать именно вам. Монетизировать можно любую нишу, и только наличие собственного стиля дает фотографу возможность не участвовать в соревновании «кто дешевле» среди одинаковых фотографов, снимающих «как все». Так что, думаю, на это действительно стоит потратить время.
Как фотографу найти свой стиль
Соберите свои самые лучшие работы. Пусть будет 10 фотографий. Почему лучшие именно они? Чем именно каждая из них вам нравятся? Запишите свои размышления и отложите пока в сторону вместе с избранными фотографиями.
Теперь идите по сайтам известных мировых фотографов, картинам художников, скриншотам из кино, пинтересту (только пожалуйста, не ограничивайтесь одним пинтерестом!), тамблеру и соберите в папку 50 чужих картинок, которые нравятся вам до дрожи. Отбирайте только те фотографии и иллюстрации, про которые хочется, чтобы вот их вот так сняли вы, чтобы они лежали в вашем портфолио.
Теперь не надо впадать в отчаяние, глядя на две подборки как на ожидание-реальность. Пришло время анализировать.
Что общего на чужих фотографиях и картинах, которые вы собрали? Идём по пунктам и записываем.
– Композиция: какие знакомые вам приёмы повторяются много раз?
– Локация: какого типа — леса, поля, реки, горы и моря, улицы города, дорогие интерьеры или деревенские дома, циклорама фотостудии или десятки других вариантов. Находите общие тенденции. Из этого пункта можно вынести как мысль о том, локации каких типов вам нравятся и каких нет среди того, что вам близко.
– Свет: всё залито мягким светом или есть есть локальные области света и тени, откуда идёт свет, как он падает, мягкий или жёсткий, наличие контрового, повторяющиеся схемы света;
– Цвет: самые часто повторяющиеся цвета и сочетания, их насыщенность. Картинки в основном светлые или тёмные? Смотрите ещё и на особенности цветокоррекции, через которую прошли кадры на этапе постобработки.
– Сюжеты: наличие или отсутствие людей, их взаимодействия, кто они и что делают, видно ли лица, или может быть, основная масса нравящихся вам сюжетов вообще не про них?
– Персонажи: мужчины или женщины, какой у них типаж, во что они одеты, как жестикулируют и какие эмоции показывают, как накрашены и причёсаны?
– Кадрирование: что преобладает — крупные портреты или масштабные локации с маленькими фигурками вдали, или может быть, вам по душе вертикальные кадры, где люди обрезаны по середину бедра?Персонажи: мужчины или женщины, какой у них типаж, во что они одеты, как жестикулируют и какие эмоции показывают, как накрашены и причёсаны?
Теперь вернитесь к своему портфолио и записям о том, чем именно вам нравятся эти кадры. Может быть, вы сразу увидите, что то, что вам нравится, и то, что вы снимаете — разные вещи. А может быть, обнаружите себя уже на полпути к портфолио мечты.
И сможете запланировать новые съёмки для портфолио такими, чтобы большая часть ваших коммерческих съёмок в будущем была заказами мечты. Я думаю, что несколько новых идей в процессе подбора и анализа чужих картинок с вами случилось точно.
Развиваться в том, к чему не лежит душа, гораздо сложнее и медленнее, чем в том, что нравится. Да и какой в этом смысл?
Что же теперь делать с тем, что вы о себе узнали? Как минимум — перестать снимать бесплатно то, что не нужно вам в портфолио. Как максимум — снимать за деньги только то, что с радостью в портфолио положите.
Где хранить фото, чтоб не терять заказы
Везде. Вы должны торчать из каждой щели, о вас должна знать каждая собака, и каждый светский ужин в городе должен начинаться с обсуждения вашего нового шедевра. Но это в идеале.
Достаточно вести столько соцсетей, сколько вы можете, в комфортном регулярном режиме, не выпадая при этом из реальной жизни, плюс иметь сайт или облако (Яндекс.Диск, Гугл.Диск, mail.ru облако или любой другой сервис), где ваши работы собраны по жанрам и лежат отдельными папками или страницами. В интернете представлено множество платформ, на которых можно хранить портфолио удобно и бесплатно или недорого.
Почему фотографу недостаточно вести только соцсети
Социальные сети — удобный способ рассказать о вас как о личности и творце. И безусловно, будут те, кто годами смотрит на ваше творчество, заказывает съёмки и советует вас всем знакомым как лучшего из лучших.
Может создаться впечатление, что одной, а тем более двух соцсетей достаточно для продвижения и работы.
Самое главное богатство специалиста, работающего на себя — это связи. Рано или поздно вас будут рекомендовать за предел соцсетей.
И вот в чем подвох соцсетей. Ваша подруга за чашкой кофе рекомендует вас своей подруге, которая работает помощником организатора, которому через месяц на съёмку с большим бюджетом нужен фотограф. Подруга подруги пишет вам в соцсетях, уточняет что вы базово согласны, и передаёт ваш контакт своему начальнику. Начальник пишет вам в телеграме/вацапе, спрашивает цену и портфолио.
И тут вы говорите: «Хочу много деняк, а чтоб посмотреть мое портфолио, вот зарегистрируйтесь в ВК, и не смотрите, как я с друзьями шашлыки ем, там чуть пониже профессиональный контент». Предположим, что к этому моменту у организатора есть три контакта «вот знакомый хороший фотограф», и другие два присылают ссылки: один — на сайт, другой — на Яндекс.Диск с целевой подборкой фото нужной тематики.
Угадаете, из кого будут выбирать?
У вас могут быть даже самые лучшие работы из всех троих, но посмотреть их сложнее, а значит, их могут не посмотреть, потому что времени мало, а другие сделали клиенту удобнее.
На начальном этапе добавляйте в портфолио (к тем десяти картинкам, которые вы выбрали парой глав выше) лучшие кадры с каждой новой съёмки. В начале пути качественный скачок может происходить прямо с каждой съёмкой, поэтому не ленитесь удалять слабое и добавлять сильное как можно чаще.
Когда устоится ваш авторский стиль, а портфолио будет иметь достойный уровень качества, обновляйте пару-тройку раз в год, заменяя более слабые и устаревшие работы свежим и лучшими. Не храните в портфолио «историю роста» — место для неё может найтись в блоге или в мемуарах, но не в портфолио.
Сайт, собранный на недорогом конструкторе, будет смотреться представительнее папки в облаке, но для начала подойдёт и она. Папки в облаке могут дублировать тематические альбомы из ваших социльных сетей.
Портфолио: что добавить, а что спрятать
В соцсетях стоит транслировать свой основной жанр, чтобы основная масса заказов шла именно на него. Но что делать, если приходит новый заказ на другую тему? Вам интересно, денег хочется, и что теперь, от него отказаться? Вовсе не обязательно. Просто вы присылаете заказчику ссылки на те разделы портфолио, которые лежат на вашем сайте или в облаке и отвечают тематике заказа.
Например, я не транслирую себя как репортажного и предметного фотографа. Но иногда заказы на такую работу приходят по сарафанному радио. И я люблю оба этих жанра, просто не готова снимать именно это большую часть времени. Я присылаю заказчику ссылку на соответствующий раздел своего сайта, мы договариваемся, снимаем, радуемся, и я снова не выкладываю это в соцсети.
Подборки фотографий по жанрам помогут вам, даже если новый любопытный заказ пришел на то, чего вы вообще никогда не снимали. Например, если вы не свадебный фотограф, но знакомые просят вас снять свадьбу и вы соглашаетесь — покажите репортажи с мероприятий и съёмки пар в обычной одежде. Суммарно это покажет, что вы способны справиться с задачей хорошо.
Если вы любите снимать макро, животных или пейзажи, геометрию городов или странные торшеры — создайте разделы и для таких кадров. Руководствуйтесь только тем, действительно ли вы хотите продолжать снимать это. Не было ли достаточно одного эксперимента? За время, пока я писала эту статью, параллельно я успела помочь подруге, которую пригласили фотографом в тур по Карелии, собрать подборку пейзажей и портретов людей на природе. Пригодиться может всё, в чём вы хороши и что вам нравится.
Ещё важно помнить, что некоторые жанры очень плохо сочетаются между собой в одном портфолио. Точнее, не годятся к одновременной трансляции в одной соцсети. Например, очень странно ставить рядом фотографии крещения новорожденных и смелое ню. В соцсетях такое соседство кадров запутает потенциальных клиентов и они могут на всякий случай уйти.
Но если вам вдруг действительно интересно и то, и другое — аккуратно разложите съёмки таких тематик в разные разделы,а сами разделы поставьте подальше друг от друга. А если один из жанров основной, а второй был однократным экспериментом — лучше уберите эксперимент за пределы портфолио.
Как пример — скриншот моего портфолио с главной страницы сайта. Всё это вместе — описание моего стиля и настроения съемок, которые можно от меня получить. Но дальше, по отдельности, все эти фото лежат в разных разделах.
Здесь групповое фото, мужской и женский портрет, пейзаж и фото еды, если по жанрам. Тут даже есть автопортрет. Разделы, в которые попали эти фото, называются «Люди», «Волшебное», «Предметы». Придумайте свои разделы.
Совершенно не обязательно углубляться в структуризацию папок вплоть до «Женский портрет по ключицы на тёмном фоне», «Женский портрет по бедро на светлом фоне». Достаточно сделать так, как вам удобно сейчас. Если до этого вы так не делали — это будет уже шагом вперед. Дальше каждое добавление новых кадров, каждая реструктуризация по вашему желанию будет шагом вперед. И где-то с этого момента, как именно вам делать ваше портфолио, не подскажет никто.
Короткое резюме
Если коротко, мы с вами в этой статье договорились о следующем.
Проанализировать то, что вам нравится, выбрать основной жанр, в котором вы станете легендарным (вам никто не запретит его сменить, если он вам надоест), собрать подборки во всех других жанрах, в которых вам хорошо, и никому не рассказывать, что у вас есть опыт в том, чего вы не хотите снимать никогда.
А для того, чтобы ваше новое крутое портфолио становилось ещё лучше, соберите команду. Вот здесь я рассказываю, как люди разных профессий могут помочь друг другу прокачать портфолио и зачем ещё можно объединяться в команды.