Мы часто говорим о том, что агрессоры, как правило – бесчувственные люди, не ощущающие чужой боли и глубоко подавляющие свои собственные эмоции. Но как же быть, например, с теми агрессорами, которые проявляют свою чувствительность очень явно – например, остро обижаются на критику или насмешки и жестоко расправляются с обидчиками? Ведь здесь речь явно идет о чувствительности – иначе как это можно объяснить?
Вот есть у нас очень известный и популярный среди телеаудитории телеведущий, мэтр и гуру отечественной пропаганды. Ведет он себя на экране чрезвычайно эксцентрично, позволяет себе весьма экспрессивную и негативно окрашенную лексику. Он также известен попытками спародировать своих оппонентов и не стесняется при выборе различных уничижительных выражений.
Если кто-то попытается покритиковать этого ведущего, высказать свое мнение о его манере выражаться или, тем паче, посмеяться над эксцентричным до нелепости его поведением в кадре, этого критика, как правило, ждут жестокие кары. Ведущий будет очень долго, с пристрастием измываться над критиками в эфире, придумывать для них различные оскорбительные прозвища, а также стараться максимально устранить обидчиков из поля публичных высказываний или как-то ограничить их ресурсы.
Такое поведение обычно свидетельствует о высокой чувствительности, глубокой ранимости, тонкой душевной организации. Еще бы – такой уровень экспрессии характерен для великих артистов или чрезвычайно эмпатичных людей. Но означает ли это, что, если агрессор так себя ведет, он действительно является чувствительным человеком?
Можно было бы предположить, что да, если бы, как говорится, не несколько «но». Жестокость, с которой телеведущий расправляется со своими обидчиками, говорит о довольно низком уровне эмпатии – ему этих людей совсем не жалко, а значит, и с чувствительностью у него все довольно плохо. Разнообразные оттенки эмоций он тоже плохо различает, сваливая всю критику в свой адрес в одну кучу – а ведь там бывают весьма интересные комментарии, даже порой на грани похвалы. Но наш агрессор все это сводит к единому знаменателю и сурово утилизирует.
Кроме того, этот ведущий мог бы в любой момент прекратить критику и насмешки в свой адрес, просто поменяв свою манеру поведения в кадре и создав себе более благопристойный и элегантный имидж. Но он этого не делает. А значит, жить с постоянной критикой и насмешками для него вовсе не так тяжело, как он хочет нам показать. И жестоко расправляется он с обидчиками не потому, что у него все болит от обиды внутри, а потому что он – жестокий агрессор.