Получив первый из своих истребителей F-35B Lighting пятого поколения в 2018 году, британские вооруженные силы намерены выставить три эскадрильи новых боевых самолетов наряду с тремя эскадрильями более старого Eurofighter Typhoon.В то время как американские варианты F-35 называются "Lighting II", британские варианты были названы "Lightning" - тематическое название наряду с тайфуном и предстоящими реактивными самолетами Tempest.
Противопоставление возможностей F-35B и Eurofighter, двух очень разных платформ, которые во многом дополняют друг друга, дает бесценное представление о возможностях воздушной войны, которые британские вооруженные силы будут выставлять в ближайшие десятилетия.
Кстати, американские самолёты полностью заменили истребители-бомбардировщики "Торнадо".
Хотя F-35B поступил на вооружение всего через одиннадцать лет после Eurofighter Typhoon, он более эффективен, так как более современен в военной авиации Соединенных Штатов по сравнению с европейскими, что сильно отражается в его усовершенствованном радаре, стелс технологиях, его силовой установке следующего поколения Pratt & Whitney F135 afterburning и его ультрасовременных датчиках от радара Northrop Grumman AN / APG-81 AESA до системы распределенной апертуры AN / AAQ-37, все они значительно превосходят свои аналоги на Eurofighter.
При поступлении на вооружение в 2003 году Еврофайтер сопоставим и в некотором роде уступает американским самолётам четвертого поколения, которые начали поступать на вооружение за три десятилетия до этого в 1970-х годах, таким как , F-15 и F-16, которые поступили на вооружение в 1976 и 1978 годах соответственно. Поэтому невозможно переоценить преимущества доступа к американским технологиям, которые во многих областях на несколько десятилетий опережают их европейские аналоги.
С точки зрения вооружения, Eurofighter и F-35 по существу равны в том, что первый, в отличие от своего французского коллеги Dassault Rafale, был разработан для применения передовых боеприпасов американского производства, таких как AIM-120 ARAAM long range air to air missile.
Тот факт, что британские самолеты F-35B также интегрируют местную ракету AIM-132, также применяемую британскими Eurofighters, означает, что вооружение двух истребителей будет по существу идентичным. Оба самолета должны получить совместимость с AIM-120D, с дальностью поражения 180 км, - хотя, учитывая большую стоимость ракеты, применение на новых самолетах F-35, вероятно, будет приоритетным по сравнению с Eurofighters.
AIM-120D в настоящее время зарезервирован исключительно для использования на истребителях F-22 Raptors ВВС США и еще не интегрирован в более легкие конструкции F-35 или четвертого поколения, такие как Eurofighter. Ожидается, что оба американских стелс самолета также адаптируются под европейский "метеор" для дальних воздушных боев, платформу, уже интегрированную в Eurofighter.
Несмотря на сходство их вооружения, одним из значительных преимуществ европейского реактивного самолета является его гораздо большая полезная нагрузка, так как в то время как F-35B будет развертываться для большинства боевых операций в стелс-конфигурации, которая ограничивает его вооружение всего четырьмя ракетами, Eurofighter может нести до двенадцати - часто комбинацию из шести бомби шесть ракет.
Это значительное преимущество в огневой мощи несколько компенсирует другие недостатки в возможностях Eurofighter по сравнению с F-35.
Хотя F-35 является более совершенным из двух истребителей - единственным западным истребителем пятого поколения, который в настоящее время находится в производстве, - планер Eurofighter превосходит его в ряде ключевых областей.
В то время как F-35 является самым медленным современным истребителем в мире, ограниченным скоростями чуть более 1,6 Маха, Eurofighter может достигать респектабельной скорости 2 Маха, которая, хотя и отстает от современных российских и китайских двухмоторных боевых самолетов или более тяжелых американских платформ, таких как F-15,все еще выше среднего для западного истребителя превосходя F-18 Hornets ВМС США и французский Rafales.
Eurofighter также сохраняет значительно большую дальность полета чуть менее 3000 км, в то время как F-35B ограничен менее чем 2000 км.
Одним из ключевых преимуществ Eurofighter также является его более высокая эксплуатационная высота, которая примерно на 20 км соответствует передовым истребителям превосходства в воздухе, таким как F-15 и российский Су-30. F-35, напротив, ограничен высотами менее 16 км, что ставит его в невыгодное положение в воздушном бою против более высоко летающих платформ.
Хотя двигатели Eurofighter менее сложны, значительно более легкий вес истребителя в сочетании с его двухмоторной конфигурацией означает, что его соотношение тяги и веса чрезвычайно высоко - 1,15. Это в сочетании с его ориентированным на воздушный бой дизайном, где F-35 был концептуализирован в первую очередь для ударной роли, и более низкой выносливостью к силе g планера варианта F-35B, в частности, всего на 7g по сравнению с 9g Eurofighter, дает двухмоторному реактивному самолету гораздо превосходную маневренность. Способность маневрировать вносит значительный вклад в Eurofighter как во время воздушных боев, так и против ракетных атак за пределами визуального диапазона.
В конечном счете, F-35B и Eurofighter являются высокоэффективными истребителями средней дальности с дополнительными возможностями, которые делают каждый из них бесценным активом для вооруженных сил Великобритании.
Более сложный F-35B в конечном счете кажется лучше подходящим для ударной роли с некоторыми оборонительными возможностями воздух-воздух, в то время как Eurofighter, хотя и не столь специализирован или способен в воздушном бою, как самолеты, такие как F-15 или J-20, тем не менее ориентирован немного больше на противостояние самолётам противника.
Основным преимуществом Eurofighter по сравнению с F-35 является отсутствие чрезмерной зависимости от скрытности, при этом живучесть F-35B довольно плохая. В то время как Eurofighter дороже, чем F-35A, используемый ВВС США, хотя все еще дешевле в обслуживании, чем F-35B с высоким уровнем обслуживания и вертикальной посадкой стоит примерно на 50% больше, чем обычный вариант, который ставит его цену выше европейского самолета.
Поскольку F-35B, как ожидается, не войдет в крупносерийное производство, имея только четырех потенциальных экспортных клиентов и ограниченное использование в самих вооруженных силах США, эта цена вряд ли значительно снизится. Как Eurofighter, так и Lightning, похоже, имеют многообещающее будущее в британских вооруженных силах.
Комбинация двух самолетов, используя преимущества возможностей каждого, дает британским ВВС и флоту высокий боевой потенциал против некоторых видов вооружения противников.
Подписывайтесь на канал ТЕХНОСФЕРА, чтобы увидеть больше интересного.
Источники:kuznecovsv.livejournal.com, voennoedelo.com, militarywatchmagazine.com, stockinfocus.ru, nesekretno-net.mirtesen.ru