Интересная вещь: в 1914 году доля иностранного капитала в АО России составляла 43%. Революция, ставившая целью уничтожение капиталистов как класса, должна была разорвать зависимость страны от международного капитала.
А тут, значит, вот какие дела. Данные 2019 года:
«Роснефть»: Британской компании BP принадлежит 19,75% Роснефти, Катарскому инвестиционному фонду 18,93%.
«Газпром»: в сумме Российская Федерация владеет 50,23% акций «Газпрома», но более 25 % акций принадлежит владельцам АДР - это Американская Депозитарная Расписка. Ещё 24,57% - таков процент у неких частных лиц.
Интересно, что однажды добиться снятия санкций США с компаний тому же Дерипаске удалось лишь после согласия на договор с экс-министром энергетики Великобритании Г.Баркером. Согласно ему, Дерипаске пришлось снизить свою долю голосующих акций до 35% и покинуть совет директоров РУСАЛа.
Эксперты свидетельствуют, что государственного участия в добыче железной руды нет совсем, а почти все добывающие предприятия имеют оффшорных акционеров. Ни одного предприятия в государственной собственности нет среди угледобывающих предприятий, но много оффшорных.
Та же ситуация с добычей меди. В России ее добычей занимаются всего 3 компании: ОАО «Норильский никель», УГКМ (Уралэлектромедь, Учалинский ГОК) и ЗАО «Русская медная компания». Все три компании выведены на Кипр или Виргинские острова.
Добычей никеля и кобальта также государство не занимается, а занимается этим ОАО «Норильский никель», активами которого владеет США в доле почти 40 %.
Доля иностранного капитала в пищевой промышленности на 2019 год была 60%. Иностранным корпорациям принадлежит:
- 60% рынка переработки молока;
- более 70% рынка соковой продукции;
- порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов;
- более 90% рынка плодовоовощной консервации;
- более 80% рынка пивоварения.
Российские производители пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий.
Иностранный капитал широко представлен в банковской системе РФ.
В структуре акционерного капитала Сбербанка 45,64% акций принадлежит иностранным компаниям и гражданам. Это блокирующий пакет акций.
В другом крупнейшем банке России – ВТБ., контрольный пакет акций принадлежит Росимуществу. Но, все тот же М.Варниг (зампредседателя Совета директоров Роснефти») является членом комитета по стратегии и корпоративному управлению, а француз Ив-Тибо де Сильги является председателем комитета по аудиту.
70% нашей алюминиевой промышленности перешло сначала в офшоры, а потом под контроль Минфина США.
Я тут нашла у Двинского, что иностранные держатели акций в 2020 получили более половины доходов казны, полученных от главных российских компаний.
Вопрос-то какой у меня:
Проводя сегодня национализацию иностранных компаний, думает ли правительство национализировать собственные заводы и фабрики? И еще вопрос: Макдональдс национализируем, а правнук того самого Дональдса в совете директоров Газпрома будет дальше сидеть? Да и вообще, почему национальная собственность записана у нас на каких-то частных лиц? А то все это напоминает мне цирк с переделом собственности от одних буржуа к другим.
Вот одно такое частное лицо - Потанин, что из "Норникеля", говорит, что нельзя национализировать иностранное. В 1917 вернемся. Про "свое" пока молчит. Так с этого свою статью и начала.