Фридрих Ратцель родился в 1844 г. в Германии, обосновал антропогеографию и политическую географию как самостоятельные научные направления, при объединении которых возникает геополитика.
Ф. Ратцель осуществлял научную деятельность в области географии и этнологии. Начав свое обучение в Политехническом университете Карлсруэ по курсам геологии, палентоологии и зоологии, Ф. Ратцель переехал в Гейдельберг, чтобы стать учеником профессора Эрнста Гекеля - основателя экологии как научного направления. В работах Ф. Ратцеля прослеживается приверженность идеям дарвинизма и эволюционизма с упором на исследования в области биологических наук.
Ветеран – доброволец франко-прусской войны против империи Наполеона III Фридрих Ратцель стал ярым сторонником идей национализма и участником Пангерманской лиги, основанной Карлом Петерсом.
Фридрих Ратцель продолжил свою академическую карьеру, став профессором географии в Мюнхенском университете, где начал углубленно изучать проблемы этнологии, а в 1886 г. Ф. Ратцель переводится в Университет Лейпцига. В процессе активной академической мобильности по странам Европы и Америки Ф. Ратцель утверждается в своих антропогеографических воззрениях.
В возрасте 32 лет Ф. Ратцель защищает диссертацию по тематике китайской эмиграции и публикует в Штутгарте результаты своего фундаментального исследования под общим названием «Антропогеография». Научный вклад Ф. Ратцеля заключается в обосновании взаимосвязи между географией и эволюционным развитием народов, географических особенностей окружающей среды, с одной стороны, и политической системой – с другой.
Рассмотрим основные выводы Ф. Ратцеля (в интерпретации А.Г. Дугина)[1], имеющие ключевое значение для формирования геополитической теории.
Первое. Человечество едино и его отдельные этнические и социальные сегменты подчиняются общей логике развития.
Единство целого и его частей, подчиненность частей целому и их взаимосвязь является, на наш взгляд, одним из проявлений геополитической диалектики. Несмотря на существующую критику, в первую очередь со стороны социологов, данного тезиса, нам он представляется обоснованным с некоторыми оговорками. Кончено, речь идет не о буквальной аналогии части и целого, а об интерпретации и толковании целого в контексте части, и наоборот.
Второе. Государство – это живой организм.
Да, государство сродни живому организму, имеющему как внешние, так и внутренние черты. «Внешность» государства – это его география: ландшафт, климат, животный и растительный мир. География государства, как и внешность человека, соответствует его внутреннему миру, его установкам, ценностям, целям и пр. Как нет на Земле двух абсолютно одинаковых людей, так не существует двух одинаковых государств.
В свое время Омар Хайям в своей притче о красивом лице провел аналогию между красивым лицом и высоким социальным положением его обладателя. Между внешностью и внутренним содержанием живого организма существует естественная связь: антропометрическая предрасположенность может определять род деятельности человека и специфику его характера, а также наоборот – образ жизни меняет внешность человека. По аналогии с этим географические особенности территории предопределяют политическое устройство государства, а также политика как производная социальных концептов может преображать географию. Это верно, поскольку государство – это живой организм.
В этом контексте Ф. Ратцель внес в теорию геополитики два термина – «пространственный смысл» и «жизненная энергия», используя их для обозначения особых качеств, присущих определенному пространству, которые проецируют форму государственного устройства, форму политического режима и форму правления, а также ценностное наполнение правовых норм и политических актов.
Третье. Государство – это экологическая среда.
Являясь учеником Эрнста Гекеля, Ф. Ратцель не мог игнорировать эпистемологию экологии, поэтому он рассматривал государство как экосистему, в которой этнос взаимодействует с окружающей средой.
Из характера этих отношений, во-многом определенным их географическим компонентом, формируется приверженность общества к своей земле. Обрабатывая почву, приспосабливаясь к использованию силы течения рек и создавая условия жизни на определенном ландшафте, общество и природа становится единой экосистемой, что приводит к формированию общественной идентичности в контексте территориальной привязанности к экосистеме. Таким образом, наряду с национальной идентичностью мы можем встретить идентичность по признаку принадлежности к экосистеме. (Например, человек может идентифицировать себя по национальности – «Я даргинец», или по экосистемной принадлежности – «Я ребенок гор».)
Четвертое. Государство может сужаться и расширяться в зависимости от внутренних и внешних факторов.
Это верно во всех смыслах. Государство может расширять свои территории, если имеет на это «жизненную энергию», силы, ресурсы и волю. Государство может терять свои территории, теряя свою «жизненную силу» и не имея возможности сопротивляться другому государству, расширяющему свою территорию. Данное обстоятельство делает государственные границы явлением переменчивым. Более того, это буквально означает, что история государства может иметь конец, поскольку, сужаясь и расширяясь, государства могут объединяться, поглощаться и распадаться. Этот тезис соотносится со вторым тезисом Ф. Ратцеля о государстве как о живом организме, который рождается и умирает.
Пятое. Существуют законы территориальной экспансии государства.
Обосновав подход к пониманию государства как живого организма, а также подвижность границ, Ф. Ратцель вывел семь законов территориальной экспансии государства:
1) протяженность государства увеличивается по мере развития его культуры;
2) прирост территорий государства всегда сопровождается ростом других показателей развития общества экономического и/или политического характера;
3) территориальная экспансия обоснована естественным процессом поглощения менее значимого и менее могущественного политического образования более значимым и могущественным;
4) принимая во внимание подход к пониманию государства как живого организма, его граница является «кожным покровом» организма, т.е. буквально – органом со своими жизненными функциями;
5) территориальные векторы экспансии обоснованы стремлением присоединить к территории государства необходимые для его развития ресурсы, выраженные в географических объектах, например - выход к морю или доступ к природным ресурсам;
6) провокатором экспансии является государство с более низким уровнем цивилизационного развития;
В теории геополитики у государства нет права на слабость.
7) тенденция поглощения сильной цивилизацией слабых обществ – это тенденция укрупнения территорий, которая подпитывает сама себя.
Семь законов территориальной экспансии Ф. Ратцеля, сторонника идей национализма, были восприняты его современниками как научное обоснование империалистических взглядов фашистской Германии. Нам, как теоретикам геополитики, необходимо относится к этим законам как к инструментарию интерпретации истории государства в контексте его соотношения со своей территорией.
Шестое. Государства адаптируются к ландшафту.
Общество, заселяющее определенное пространство, выраженное в ландшафте, всегда стремиться использовать его преимущества и преодолеть его недостатки. Эта деятельность оказывает непосредственное влияние на формирование системы ценностей, общественного уклада и политической системы.
Изложенные нами основные научные воззрения Ф. Ратцеля во-многом сформировались при изучении культур Северной Америки во время его поездок.
Освоение Америки переселенцами из Европы, имеющими за своей спиной многовековую историю становления европейского общества, представляло значительный исследовательский интерес. Усиленное знаниями и европейским опытом устремление колонистов освоить пустое пространство привело, во-первых, к условно равномерному экономическому и политическому развитию всех штатов, а во-вторых, к появлению обоснованной Ф. Ратцелем концепции «мировой державы», которая характеризуется тенденцией к максимальной территориальной экспансии, буквально планетарного масштаба.
В развитие концепции мировой державы, которую Ф. Ратцель «примерял» на Германию, он определил ключевую роль моря в вопросах территориальной экспансии, выходящей за рамки континентальной модели.
Тему моря немец Фридрих Ратцель считал очень важной, изучая опыт интуитивного развития мореплавания обществами, в ландшафтах которых изначально присутствовало море - например, Голландией, Англией и Испанией.
В своей книге «Море – источник могущества народов» Ф. Ратцель характеризовал мировую державу, среди прочего, признаком наличия развитого военно-морского флота. Наличие развитых сил ВМФ представлялось Ф. Ратцелю основой для реализации всемирной территориальной экспансии.
На основании этих научных выкладок о соотношении моря и мировой державности, при проведении практических геополитических анализов, можно с уверенностью прогнозировать стремление растущих цивилизаций занять прибрежные территории.
Помимо книги «Море – источник могущества народов» и диссертации «Антропогеография», Фридрих Ратцель оставил после себя сочинения, переведенные на русский язык: «Земля и жизнь: сравнительное землеведение», «Народоведение» и «Политическая география».
Исследования Фридриха Ратцеля о соотношении моря и мировой державы были впоследствии продолжены Хэлфордом Макиндером, Карлом Хуасхофером и Карлом Шмиттом.
Фридрих Ратцель умер в 1904 г., войдя в историю как один из основоположников новой географии – геополитики.
[1] Дугин А.Г. Геополитика. С. 33
#геополитика
#гребнев