Найти тему

лексическая тема ЛЕТО

Оглавление

Существительные:

лето,   июнь,   июль,   август,   солнце,   жара,   роса,  бадминтон,   теннис,   велосипед,   колокольчик,   ромашка,

василёк,  одуванчик,  незабудка,   панама,  шорты,  футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы:

плавать,   нырять,   купаться,    отдыхать,   загорать,   путешествовать,  расцветать,   цвести,   собирать,   поливать,ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:

яркий,   солнечный,   жаркий,   ласковое,   безоблачное,  тёплое, летний;  белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия :

жарко , сухо , пасмурно , ясно , тепло. 

Скороговорка

Цели:  развивать   общие   речевые    н авыки,   работать   над  четкостью дикции и произношением.

 

Испугался грома Рома,

Заревел  он громче грома.

От такого рёва  гром

Притаился за бугром.

 

Повторение названий летних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   летних   месяцев,   учить  связному монологическому высказыванию.

ХОД  игры.  

Взрослый   предлагает    ребенку   прослушать  отрывок   из   стихотворения   «Двенадцать    месяце».  Взрослый проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

 

Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев июнь.

Варенье варится буль-буль,

Из ягод,  что собрал июль.

 Всем дарит яблоки  на радость

Последний летний месяц  август.

   В. Степанов

Вопросы и задания:

Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?

Назови первый (второй, третий) летний месяц.

Перечисли летние месяцы по порядку.

Игра «Четвёртый лишний»

Цели:   учить дифференцировать признаки лета от признаков  других   времён  года,   развивать   связную   речь    (употребление сложноподчинённых   предложений),   развивать   зрительное  внимание.

Ход   игры. 

Мама   раскладывает  четыре    картинки,  на   трёх   из   которых    одно   время   года,   а   на

четвёртой—другое.  Ребёнок рассматривают картинки и составляют  предложения.

Например:

Здесь   лишняя   вторая   картинка,    потому   что   на   ней  нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето.

И т. п.

Игра «Хлопаем — топаем»

Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на  слова.

Ход   игры.

  Мама предлагает   ребенку    послушать   предложения о лете.  Если  он согласен с выражением,   пусть хлопает в ладоши, если нет — топает ногами.

 

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   мышление,   чувство  рифмы;  совершенствовать   мелкую   моторику,    творческое воображение.

Ход   игры. 

Мама загадывает   ребенку   загадки,   ребенок отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

Например:

— Ребята,  сейчас мы с вами будем рисовать картину.  Отга дайте, какое время года будет на ней изображено?

 

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро  теплом согрето,

Всех зовет  купаться... (лето).

 

—Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.

 

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в  оконце,

Радостно сияя, ...  (солнце).

Е. Савельева

 

Они легкие, как вата,

По  небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы — ... (облака).

 

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

 По полям  течет... (река).

Е. Савельев

Е. Савельева

 

Он поплачет над садами —

 Сад  наполнится плодами.

Даже  пыльный подорожник

Рад умыться  в летний... (дождик).

Е. Савельева

 

Поле летом покраснело.

Яркий,  как победный флаг,

Нам головкой  машет смело

Бархатистый  красный... (мак).

Н. Иванова

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   речевой   слух,    слуховую   память,  грамматический   строй  речи   (умение   подбирать    однокоренные слова).

ХОД игры. 

Мама предлагает ребёнку прослушать ряд слов и  повторить его по памяти.

После этого ребенок должен назвать

лишнее слово и объяснить почему.

Например:

Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается

самим подобрать однокоренные слова к заданным.

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи  (согласование прилагательных с существительными).

ХОД  игры.

Мама предлагает ребенку    внимательно   прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника — ...

(тёплый) солнышко — ...

(летнее) дождик — ...

Игра «Составь предложение из слов»

Цели:  развивать   слуховое   

внимание;   

формировать  грамматический    строй  речи,   учить   из   данных   слов   строитьпредложение;   совершенствовать навык анализа речевого потока  (предложений на слова).

Ход игры.

Мама предлагает ребёнку прослушать ряд слов  и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.

Мы,  земляника,  найти,  душистая,   поляна, на. — На поляне  мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Мама называет слово, ребёнок подбирают рифмующиеся с  ним слова.

 Например:

одуванчик — диванчик — стаканчик...

кочка — бочка — строчка...

Игра «Поймай и раздели»

Цели:   совершенствовать   навык    слогового   анализа   слов,  закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.

Ход   игры. 

 Мама   бросает   мяч  ребенку, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его маме, произносит это же слово по слогам и называет  количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко — три, тра-ва — два, ра-ду-га — три, реч-ка —  два, дож-дик — два...

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

  • Ход игры.   

Родитель предлагает детям «поймать звук»,  дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить,   где он находится  (в начале,  в середине или в  конце слова).

Например:

Звук [г]:  радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода,  насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»

Цели:  совершенствовать   навыки    фонематического  анализа и синтеза.

Ход   игры.  

Мама показывает ребенку картинки:    мак,   гром,  радуга.   Дети   должны    составить   из цветных символов звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели:  развивать зрительное внимание, совершенствовать  навыки   чтения   и  звукового   анализа   слов,    профилактика дисграфии.

Ход игры.  

Воспитатель предлагает детям найти слова в  цепочке    и   раскрасить   буквы   в   соответствии    со    звуковым анализом  слова:    гласный   звук  —  красный   кружок,   мягкий  согласный — зелёный, твёрдый согласный — синий.

Игра «Объясни пословицу»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме, развивать  связную речь.

Ход   игры.

 Родитель  предлагает   ребёнку    послушать   и  объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это — лето

 На  всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё  длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

               И. Мазнин

 

Тексты для пересказа

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал,  кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл  подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку.  Присел он на корточки,  за  рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

— Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила,  спрашивает:

— Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?

 Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто  пошёл на речку с мамой?

 Почему  Вася потянулся к воде?

Удалось ли  Васе поймать рыбку?

Что сказала  мама?

 

* * *

В  начале  лета   в  лесу   появились    новые цветы.  Мы  очень  любим    простые лесные   цветы.   Мы   часто    ходим   в    лес   на знакомую    полянку,   заросшую   земляникой.    Там   я   делаю   из  бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы.  Смолою пахнут  высокие    сосны,  недвижно  дремлют    зелёные   ели.  Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.

С  корзинками  в  руках долго  мы бродим  по лесу.  Ищем и  собираем грибы. 

И.Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята?

Куда они ходят за земляникой?

Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей?

О  каких деревьях говорится в рассказе?