Лиза лежала на кровати и смотрела на сводчатый потолок. Не смотря на то, что она устала, сон к ней так и не шел.
Новая хозяйка дома лежала на большой кровати своего нового дома, хотя сам дом был совсем не новым. Она посмотрела по сторонам. Яркие огни ночного города проникал сквозь окна и головы горгулий отбрасывали совсем ужасные тени.
- Сейчас я понимаю, почему никто не захотел тут жить. – Тихо сказала она и включила напольный светильник стоящий у кровати.
Лиза села и осмотрелась. Бабушка сказала ей, что эта комната принадлежала графине с портрета. И тут она и жила. И что ни один предмет мебели с тех самых пор не менялся, только матрас на кровать новый купили, да постельное новое стелили.
Девушка встала и опустила ноги на холодный каменный пол. А после подошла к камину.
С этим домом была теперь одна проблема. Сам дом был признан архитектурной ценностью какого-то там зодчества и здесь ничего нельзя было менять. То есть, Лиза владела домом, которым не владела. Нет, мебель она могла переставлять, могла ее продать, но вот саму архитектуру трогать было нельзя.
Девушка устроилась в кресте и посмотрела на горгулий под потолком.
«Если можно было бы что-то тут изменить, то ни одной горгульи давно бы тут уже и не было бы», - подумала она. – «Многих они пугают. Да и ночью они жуткие. И как тут это Екатерина жила? Нужно узнать, почему ее сумасшедшей называют. На портрете такая миленькая… как я…»
Лиза рассматривала комнату, медленно обводя ее взглядом, а после пошла в кровать, выключила светильник и закрыла глаза.
В конечном счете, это всего лишь статуи.
Утром она встала ровно в 5.45. Она не поняла, почему проснулась так рано, но все же встала. Спать совсем не хотелось.
До пар было еще долго. А вот заняться нужно было чем-нибудь.
Но неожиданно зазвонил телефон.
- Проснулась, дочка? – Спросила мама.
- Да. А как ты узнала? – Удивилась Лиза.
- Открывай, вещи твои привезла.
Лиза поспешила вниз. Она вышла на улицу и подумала о том, как хорошо, что сейчас уже тепло. Открыла маме калитку. Та закатила внутрь чемодан.
Скоро они сидели на большой кухне с печами и плитами и пили кофе.
- Я вот всю ночь думала, почему твой отец оставил этот дом тебе. – Сказала девушке мама. – И до меня дошло почему.
-Почему? – Спросила Лиза.
- А там завещание какое хитрое, читала? Ты или забираешь все, или ничего. Но жить ты должна тут.
- Ну… И? – Не поняла девушка.
- Знаешь, в этом доме никто жить не может. Он словно сам всех выгоняет. – Сказала ей мать. – Я помню, как пришла сюда. Твой отец уже был хозяином этого дома. Не его мать, а именно он. Я сидела за тем же столом с кольцом на пальце и думала, что теперь тоже хозяйка всех этих богатств. И жить хотела тут. А ведь и условие бабки этой, матери его, что жить будем тут после брака. Хотя бы полгода.
Я даже не задумалась о том, почему все было сказано именно так. Мне казалось, вот кто может отказаться жить в такой красоте? Я с радостью сюда переехала. После бракосочетания.
Но вот только жить здесь оказалось сложно.
- Почему? – Спросила Лиза.
- Этот дом… ему нужно соответствовать. Я тут была словно лишняя, как инородный предмет. Не вписывалась никуда. Тут же все как в музее, и трогать страшно. И вся эта красота… она словно давит. Все эти портреты, пейзажи, натюрморты, оно все окружает и… даже не знаю как это объяснить. Но чувствовала я себя плохо. Это место не было моим домом. А эти горгульи, черти, снились мне в кошмарах.
Но твой отец не слышал меня, или не хотел слышать.
Когда я забеременела через три месяца брака, то в гости пришла его мать. Она посмотрела на меня и довольна так сказала: «Не принял тебя этот дом. Не подходишь ты нашей семье».
И знаешь, меня как переклинило тогда. Словно пелена с глаз упала. Я поняла, что всегда останусь в этой семье крепостной среди графов…
- Ты серьезно? – Спросила Лиза. – Мама, ты вот точно вчера тут была? Ты все то же, что и я видела и слышала?
Женщина удивленно посмотрела на дочь.
- Мама, да какие же это графы? Ты видела, какая Аннушка? Да она хабалка и хамка. А мать ее? Не знаю, что было в том письме, но если бы не оно, то думаю мы бы увидели концерт похуже, чем тут Аннушка устроила. Хотя… бабка вроде нормальная. Хотя она не так проста.
На кухне воцарилась тишина.
- Так ты думаешь, что я в этом доме не приживусь, откажусь от дома и в итоге потеряю все свое наследство, в том числе и заводы? – Спросила Лиза.
- Да. Я так думаю. – Сказала женщина. – До срока окончания принятия наследства время еще есть. Полагаю, они тебя тут доводить будут. Не поверю никогда, что они так легко простят тебе то, что ты получила основную часть наследства.
- Ну, да. Как-то странно все это. – Согласилась Лиза. – Но ты за меня не переживай. Я тоже не лыком шита. О! Нужно же будет платье для отчетного концерта купить! А денег у меня теперь куры не клюют. Можно будет сходить куда-нибудь в место получше.
- Милая, я понимаю, что наличие денег легко кружит голову. Мы всегда жили скромно и ты всегда была разумной девочкой. Поэтому сейчас ты должна остановится до того, как начнешь все тратить. Ты должна подумать о том, чего ты хочешь добиться. Сколько бы денег не было, они имеют свойство заканчиваться.
Лиза кивнула.
- И у меня есть просьба. Не говори никому, что ты наследница огромного состояния. Повремени с этим. Я знаю, что ты сейчас начнешь говорить, что своим друзьям ты веришь… но потерпи. Пусть все уляжется. Пусть… все станет на свои места.
- Бабка мне то же самое посоветовала. Не распространяться. – Сказала Лиза. – Но они заметят, что я хожу теперь в противоположную от дома сторону.
- Придумай что-нибудь. Ты сообразительная. – Сказала женщина. – И да, замки-то смени. Уверенна, что пока тебя не будет – сюда придут. Хочешь, я тут пока посижу да мастера вызову?
- Тут ты права. Не хочется неприятных сюрпризов. – Согласилась Лиза.
Затащив чемодан к себе в комнату, она подумала о том, что этот дом очень большой для одного и даже для двух человек. Конечно от этого некомфортно.
«Нужно будет закрыть комнаты, которыми не пользуюсь. Ну, почти все, получается», - подумала она. – «Но музыкальная комната классная!»
Девушка переоделась и спустилась вниз.
Лиза быстро добралась до консерватории. Несколько остановок на автобусе и она была на месте.
Девушка отправилась в аудиторию. Она уже училась на втором курсе и, не смотря на то, что в группе все были вежливы и тактичны, все они были друг другу соперники. Места в оркестрах получат единицы, остальные же поедут после учебы на вольные хлеба.
И Лиза подумала о том, что если тут прознают про дом с горгульями, то подлости в итоге можно будет дождаться не от ненужных ей родственников, а от друзей.
Подумав это Лиза сама себя испугалась. Раньше бы она никогда не подумала бы на пустом месте так плохо про кого-то. А тут уже успела обвинить тех, кто всегда к ней хорошо относился.
- Привет! – Рядом с ней села Жанна. – Сегодня репетиция на час раньше.
- Ага. – Растерянно кивнула Лиза.
- Шопен сегодня не с той ноги встала? – Рассмеялась Жанна.
«А что ты смеешься? За малейшую ошибку ругать будут, а тебе весело?» - подумала про себя Лиза.
Жанна же, словно почувствовав плохое настроение подруги смеяться перестала. Она заложила темную прядь волос за ушко и посмотрела в сторону. Ничего не сказала. Словно она тут и ни при чем. О, Лиза знала все эти жесты.
- Что ты натворила? – Шепотом спросила она подругу.
- Ничего. – Ответила Жанна.
- Не ври. Опять за Патрушевым бегала?
- Ну… тут такое дело… да ты не поймешь. Потом. Все, я убежала. – Жанна встала и быстро ушла.
- Так ведь занятие сейчас… - Растеряно сказала Лиза. Но Жанна уже ушла.
Но преподаватель сегодня не пришел. А репетицию отменили. Лиза вышла из консерватории и подумала, что все это очень странно. Никогда такого не было, что бы два преподавателя сразу отменили занятия. Но, это сделали не только они. Многие сегодня ушли раньше.
- И это перед отчётным концертом! – Возмущались другие студенты. – Так безответственно!
Лиза отправилась домой. На самом деле, репетиция с полным оркестром были очень важны. Нарабатывался навык.
«Нужно будет отработать свою игру. Уделю столько же времени сколько на репетиции и даже больше», - подумала она, садясь в автобус.
Лиза подошла к дому с горгульями и посмотрела на него. Кто бы мог подумать, что она теперь тут живет? Не просто живет – она хозяйка этого дома. Но вдруг мелькнула мысль, что действительно, и этому дому нужно соответствовать.
Мама была одна дома, замки были новые. И Лиза, что бы не терять времени зазря отправилась в музыкальную комнату. Она открыла клап фортепьяно, достала свои ноты и начала играть. Она проигрывала все раз за разом, иногда проигрывала некоторые моменты по несколько раз, стараясь выдерживать нужный ритм, темп, длину нот.
Лиза остановилась и посмотрела в окно. Там был сад. Молоденькие листочки на деревьях шелестели, но не перекрывали прекрасный вид. Пруд с горгульей. Скамейки. Отсюда все так хорошо видно. Но, если смотреть… то будет видно, что смотришь.
- Раньше тут стояло зеркальце на ножке. – Услышала Лиза голос Марианны Владимировны. – Оно есть на старых фотоснимках. Прикручено было, там и дырка осталась… на крышке... если крышка закрыта, конечно.
- Зеркало? – Спросила Лиза и провела рукой по закрытой крышке. Действительно нашла дырку и поняла, что зеркало стояло так, что бы не просто видеть комнату за спиной пианиста, а наверное, если его покрутить, то можно было бы увидеть и то, что происходит в саду.
Лиза встала.
- Добрый день. – Сказала она. – Я не сомневалась, что вы сегодня придете.
- Да, открывая двери своими ключами. – Усмехнулась мама Лизы за спиной бабушки. – И не только она была сегодня в гостях. Только ты за дверь, как пришла и Аннушка со своей мамочкой. Да с сумками большими. Я их на видео сняла, что бы не говорили, что оговариваю бедных и несчастных.
- Маргарита, вы правильно сделали, что остались тут. – Сказала Марианна Владимировна. – Но и их можно понять. Они лишились огромного наследства, на которое рассчитывали.
Лиза совсем не хотела слушать перебранку между бабушкой и мамой. Ей это было не интересно. Она вышла из музыкальной комнаты, и следом за ней вышли и родственники.
- Бабушка, а где ключи от дверей хранятся? – Спросила она. – Я бы хотела все осмотреть.
- Еще нужно сделать опись имущества, что есть тут. Что бы понимать чем именно ты владеешь. – Сказала мама девушки.
- Извините, а вам не нужно на работу? – Спросила Марианна Владиславовна.
- Вы меня хотите выставить…
- Хватит! – Резко сказала Лиза. – Мне тут ссоры и скандалы не нужны.
- Хорошо, я понимаю. Просто мне сложно находится рядом с женщиной, которая приложила много усилий для того, что бы развалить мой брак с твоим отцом. Вот ключи от входной калитки, ворот и дверей, всех. Тут подписаны на бирках.
Мама передала Лизе огромную связку ключей. Связка была внушительной и увесистой. Маргарита покинула быстро дом. Она понимала, что никто лучше Марианны Владиславовны не расскажет Лизе про наследства, но находиться долго рядом с этой женщиной она не могла.
- Что ж. пошли, покажу тебе то, что должно заинтересовать тебя в первую очередь. – Сказала Марианна Владиславовна.
Они спустились вниз, зашли в небольшое помещение.
- Это была комната ключницы. И тут хранятся все ключи. Как видишь, все на месте. Все подписаны. Ключ от ключницы был только у меня. Теперь он твой, как хозяйки этого дома. Но, не все ключи тут есть.
- А где тогда все? – Спросила Лиза
- Кто знает? Многие шкафы уже сотню лет, возможно даже дольше, закрыты на замок. Найдешь ключи – откроешь. – Пожала плечами бабушка. Она взяла один из ключей который был подписан табличкой «Кабинет С».
- Кабинет сударыни. – Сказала бабушка. – Графини, значит-с. Этот кабинет после нее никто не занимал. А нет, вру. Твоя матушка пыталась. Но… она покинула этот дом через три месяца после брака.
- Подождите… - Сказала Лиза.
- Три месяца ровно она тут прожила. Ни днем больше. – Настойчиво сказала Марианна Владиславовна. Они уже поднимались по ступенькам наверх.
- А вторая жена отца так же тут жила для укрепления брака?
- Конечно. Прожила две недели. Это если вместе все дни собрать. Остальное время она пролежала в больнице на сохранении.
- Подождите-ка. Она не сразу после брака тут жила? Или…
- Или. – Коротко сказала Марианна Владиславовна. – Твоя матушка во всем винит меня. В том, что брак с ее отцом распался. Но не я была тому виной. А Вероника и сам Николя. Я могу тебе все рассказать, но после.
Лиза просто кивнула.
- всегда отвечай. Ты же учишься в консерватории. И не только музыка должны быть слышна, но и голос. Поступив в консерваторию ты прикоснулась к другому миру, и у тебя другой круг общения будет, когда ты окончишь.
- Да уж… только вместо оркестров и концертов я буду работать на заводе отца. – С грустью сказала Лиза. Она только сейчас поняла, что выбыла из гонки студентов на конкурса, за теплое место. И ей стало так грустно.
- Девушка должна получить подобное образование. Тонкое образование для того, что бы быть девушкой, дамой, а не бабой и телкой. Даже говорить такие слова противно. – Бабушка отперла дверь кабинета и пропустила вперед внучку. Тут все было покрыто пылью. – Да, тут все как и было. Мебель, конечно же, реставрировали. Все не вечно.
Лиза остановилась посреди кабинета, который был изумрудного цвета.
- При графине стены были оббиты зеленой тканью и росписью. После ткань заменили на обои. И даже роспись заклеили обоями. Она была там, между шкафами. Это все легенды. Я роспись эту никогда не видела. Помоги мне.
Лиза посмотрела на место, куда указывала бабушка. Там стояла тумбочка, а на ней светильник. После повернулась к бабушке, которая стояла за столом перед картиной со зданием.
- Это Зимний. Картину рисовали по заказу графини, говорят она просто говорила художнику что рисовать, а Зимний он в глаза не видел. Художник был среди ее крестьян. Да и картина-то не очень. Но, графине, похоже, нравилось. Защелки совсем заржавели. Да и стара я для таких манипуляций.
- А что делать нужно? – Спросила Лиза, видя что бабушка что-то делает с картиной.
- За картиной тайник. Нужно открыть ее как дверцу, а она не хочет. – Сказала бабушка.
Лиза помогла подергать картину и та со страшным скрежетом открылась. За ней действительно был старый сейф.
- Этот ключ тоже был у меня. Один из немногих, что есть. Все их я тебе отдам. Смотри и запоминай. Выучи наизусть и никому никогда не рассказывай. Никогда не записывай подобные вещи.
Лиза кивнула.
- Сначала вставляешь ключ и делаешь один оборот против часовой стрелки. После начинаешь вводить код. 19071774. После этого повернуть ключ по часовой стрелке. Код 15316417. И три поворота ключа по часовой стрелке. И сейф открыт.
Замок щелкнул, но бабушка не спешила открыть сейф. Она засунула руку в карман и протянула Лизе браслет: на цепочке пластина с узором. Она показала обратную сторону пластины.
- Когда-то и мне подарили этот браслет. После, когда я запомнила код, я его не носила. Но до того дня не снимала с руки.
- Спасибо. – Поблагодарила Лиза. Бабушка надела на руку внучки браслет. А после открыла сейф.
- Все эти даты имели огромное значение для графини. – Она достала коробочку. – И первая часть кода связанна именно с этим.
Когда она ее открыла, то Лиза увидела на голубой ленте, собранной в красивый бант, после крепление с камнями и на нем, точнее, под ним, большая буква «Е», вся усыпанная прозрачными камнями.
- Это не просто брошь. – Сказала Марианна Владиславовна. – Это шифр.
- Шифр? Секретный что ли? – Удивилась Лиза.
Бабушка рассмеялась.
- Как далеки мы теперь от тех времен. Это шифр фрейлины при императрице Екатерины Второй. 19 июля 1774 года при дворе появилась 15-летняя фрейлина прекрасная, словно ангел. Екатерина. Все были восхищены ее красотой. И суждено ей было блистать среди фрейлин тоже юных и симпатичных, но рядом с Катенькой все они меркли и терялись.
- Наверное, ее не очень за это любили. – Заметила Лиза.
- Верно. Люди завистливы и злы. Для фрейлин, для их семей, служба при императрице – способ найти достойную партию. Но рядом с Екатериной все они терялись и, конечно же, тут же высказывали свое недовольство. Они чувствовали угрозу. От 15-летней девицы. Но, единственное, что у Екатерины было за душой – это красота. Она сама была из бедного магнатского рода, что бы на территории Речи Посполитой. И ее семье, одной из немногих, повезло, что были документы на титул, да земли. Уж как она попала в фрейлины – никто не знает. Но была ей она три дня. Ровно три дня. На четвертый было объявлено, что она теперь невеста – и Екатерина покинула дом, что бы готовится к свадьбе.
- Короткий срок… но все же, печать есть. – Сказала Лиза.
- Верно. Граф Офольский был не молод, ему было 46. И не раз до этого был женат. Но вот только от всех браков у него была только одна дочь.
- А куда делись его жены?
- Умерли. Все при родах. Да и дети так же. Все мертворожденные. Когда будешь в семейном склепе, то увидишь, сколько их было… страшно даже. Только одна девочка выжила. И вот представь, Варваре, дочери графа 17 лет, а его жене перед венчанием только-только исполнилось 16 лет. И дочь графа фрейлиной при императрице так и не стала. Любви между падчерицей и мачехой не было. Да еще и овдовевшая сестра графа Мария жила при брате и всем любила заправлять. Но как подарок граф подарил Екатерине это поместье. Кленовое. Но отпустил сюда, как только та забеременела от него. Покинула мужа она через несколько месяцев после брака. А еще через три месяца ее падчерица привезла ее шифр фрейлины, который только изготовили. К слову, среди заводов есть и фабрика по изготовлению кружев. Начало этой фабрики положила именно юная графиня. А здесь хранится одно из самых ценных тканей.
Бабушка достала из сейфа сверток. Она развернула его и продемонстрировала его внучке. На красной ткани отливало тонкое золотое кружево. Оно было широкое, сантиметров 20, и не такое уж длинное – сантиметров 50.
- Это часть кружева. Того, что было подарено императрице. Но до этого юной графине прошлось пройти долгий и трудный путь.
Лиза смотрела на эти две драгоценные вещи с восхищением. Но больше всего ей нравилось то, какая история скрывается за этими драгоценностями. Она теперь хотела знать всю историю юной графини.