Сегодня по первой программе ЦТ телезрители смогут увидеть премьеру художественного фильма "Цирк для моих внуков". Жанр этой картины можно определить как фильм-монолог Юрия Никулина. В этой роле Юрию Владимировичу удалось совместить все свои далеко не простые амплуа: актера, клоуна, директора и художественного руководителя цирка на Цветном бульваре и конечно же, прекрасного рассказчика.
- Но в жизни совмещать все эти качества гораздо сложнее, - заметил в беседе с корреспондентом "Правды" А. Ладыниным Юрий Владимирович.— Не случайно за минувшие три года — это единственная картина, В которой мне удалось сняться после того, как я сыграл роль деда в «Чучеле». Кстати, и в сегодняшнем фильме я выступаю тоже в роли деда, вот вам еще одно мое амплуа, самое, можно сказать, любимое. А точнее, я — трижды дед. Правда, в путешествии по цирку меня сопровождает только внучка Машенька, два других внука — Максим и Юрочка еще слишком малы для актерской работы.
Я рад, что телезрители увидят эту картину именно сегодня, тринадцатого января, и, конечно, не потому, что питаю особое пристрастие к цифре 13, а потому, что старый Новый год и "старый" новый цирк, о котором я расскажу сегодня, согласитесь, как-то близки друг другу. Когда несколько лет назад мы уходили из любимого всей Москвой такого привычного здания цирка на Цветном бульваре — телезрители увидели картину «Прощай, старый цирк». И вот сегодня мы сможем посмотреть ее продолжение — «Цирк для моих внуков» (автор сценария — В. Тур, оператор-постановщик — А, Савин). Это рассказ о том, как за два года удалось построить новое здание, которое многие наши зарубежные коллеги считают лучшим в мире.
Но цирк — это не только стены, не только манеж, но и традиции. Вот поэтому у меня в директорском кабинете хранится бутылка из-под шампанского, в которой запечатан о воздух старого цирка. А точнее, его дух. И сегодня, обживая новые коридоры и костюмерные, привыкая к новому манежу, я прежде всего вспоминаю тех, кто работал со мной на той, старой арене. Одним из них был великолепный мастер клоунады, долгие годы мой постоянный партнер — Михаил Шуйдин. Он выглядел человеком замкнутым и слишком серьезным для нашей «легкомысленной» профессии, но работалось с ним легко. Тогда ничего особенного в этом я не видел, а сегодня, выходя на арену нового цирка, мне очень не хватает его соседства,
В цирк пришли новые люди, но память о том, прежнем, Цирке осталась, да иначе и невозможно, если мы хотим, чтобы под этим куполом звучал не только наш смех, но и смех наших детей, наших внуков. Здание может быть новым, но традиции должны оставаться...
Картина получилась добрая, неторопливая, раздумчивая. Наверное, потому, что фильм снимал прекрасный документалист, человек, любящий и понимающий цирковое искусство, - Алексей Габрилович, автор таких прекрасных фильмов, как «Цирк нашего детства», «Футбол нашего детства» и «Кино нашего детства», Я очень люблю его фильмы, и рад, что именно Алексей Габрилович помог нам запомнить эти дни, Что именно он откликнулся, когда до первой премьеры в новом здании оставалось примерно полгода. Уже шли отделочные работы, и мы обратились к телевидению с просьбой начать съемки. В те дни посредине арены стоял подъёмный кран с огромной стрелой, еще монтировался купол, артисты разъехались по городам нашей страны с гастрольными программами. Но уже была уверенность, что скоро и наш цирк откроет свои двери, что скоро и в нашем доме зазвучит детский смех.
Публика любит посмеяться. Я верю в то, что смех укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Минута смеха - на день больше живет человек. В среднем наши коверные находятся на манеже тридцать минут за вечер. Посмеявшись на одном спектакле, люди продлевают свою жизнь на месяц. Не случайно древняя восточная поговорка гласит: "Один клоун, приезжающий в город, дает людям больше здоровья, чем сто ишаков, нагруженных лекарствами". И мне кажется, что зрители это инстинктивно чувствуют. Надуюсь. что и наш фильм улучшит ваше настроение и самочувствие...
Вырезка из газеты "Правда"