На этот раз – фалеристика. Слово звучное, красивое, непонятное, но, по сути, обозначающее достаточно простое хобби, а именно – собирательство значков.
Коллекционированием значков, как и марок, непременно, пусть хоть и ненадолго, увлекался любой советский мальчишка, тем более что с объектами пополнения коллекции особых проблем не возникало. Значков в СССР выпускалось много – и детских, и взрослых, и даже специальных. Причем еще неизвестно, каких больше. А если добавить сюда еще и иностранные значки, то поле деятельности было просто огромным.
Ну, с детскими все было понятно – Чебурашка, Волк, Заяц, вишенки и клубнички, а также разная прочая детсадовская ерунда.
Взрослые были, как правило, по поводу. Например – ледокол «Арктика». Или там – «25 лет с момента пуска в эксплуатацию Асуанской ГЭС». Сам видел такой значок, плотина, на нем изображенная, была куда меньше надписи. Еще мне запомнился значок «Прыгайте с парашютом», сделанный в форме парашютиста. Довоенный еще, очень добротно сделанный, винтовой. Впрочем, такие и после войны выпускали.
Но больше всего было специализированных значков. Их количество не поддавалось подсчету.
Они были, например, социально-определяющими, то есть относящими своего владельца к той или иной социальной группе – октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, депутат XX съезда ЦК КПСС.
Они были «датские» - олимпиада, 800 лет городу Москве, 100 со дня рождения Ленина и так далее.
Огромную группу образовывали значки-города. То есть – герб города или его главная достопримечательность, под которой написано в каком именно месте сей храм или кремль стоит. Например – «Углич». Или - «Кинешма». Причем они еще разные могли быть. То есть город один, а разновидностей значков много.
Кстати – города частенько собирали как некую отдельную коллекцию.
Особняком стояли военные значки. Во-первых, их было очень много, во-вторых – они были очень качественно сделаны. Какие там только разновидности не встречались - от «Отличника боевой и политической подготовки ВС СССР» до крутого морского «За дальний поход». У каждого рода войск были свои знаки отличия, и было их немеряно, особенно если учитывать, что в войсках периодически внешний облик этих регалий менялся. Стоит заметить, что военные значки были не всегда просты в добывании – дембеля не любили их раздавать и держали в отдельных коробочках, как память об армии, а в открытую продажу это дело не поступало.
Стоит отдельно отметить спортивные значки, всякие там ГТО, «Кожаный мяч» и тому подобную агитационную символику. Этого добра тоже хватало.
Импортные значки также имели свою классификацию. Отдельно стояли здоровенные кругляши, которые в свое время очень уважали отечественные хиппари. Были они размером с блюдце, и, как правило, содержали какую-то надпись, вроде «Бог умер. К кому мне идти?» или откровенно провокационный рисунок – марихуану, например. Правда, непуганые советские граждане, далекие в подавляющем большинстве своем от галлюциногенных радостей бытия провокацию эту попросту не понимали.
Еще к «иностранке» примыкала разносортица из соцстран, всякие там «Варны» и «Балатоны». Ценности особой они из себя не представляли, но были красивые и яркие. Хотя и там встречались раритеты.
И совсем уж особняком стояла атрибутика Третьего Рейха. Фашисты были неравнодушны к фалеристике, потому нагрудных знаков, помимо наград, у них было очень много. Ну, а поскольку в нашей земле этой дряни лежало немало, чаще всего вместе с ее владельцами, то «черные» копатели стабильно насыщали теневой рынок подобными экземплярами.
Мы все были воспитаны правильно и фашизм считали изначальным злом (да и сейчас для меня лично ничего не изменилось), потому сбор подобной коллекции для меня лично был бы нонсенсом. Да и времена были другие, за такие штуки можно было вполне реальный срок схлопотать.
И все-таки – собирали. Я сам видел пару коллекций ближе к концу восьмидесятых. Пакость, понятное дело – но визуально впечатляло.
Значками переболевали быстро, но даже завязав с активной стадией заболевания, коллекция никуда не девалась. Все наиболее зрелищные и редкие экземпляры, особенно те, что связаны со спортом, аккуратно подкалывались на какой-нибудь вымпел или флажок, который вешался на видное место. Как-то – на настенный ковер. Или на книжную полку.
Остаток значков на следующий день высыпался в руку того, кто еще с этим делом не расстался, со словами:
- Мне чего-то надоело, так что забирай, ты же всерьез собираешь.
И потерь никаких, и ты вроде как молодец, и на душе приятно.
А вымпел этот потом долго висел там, куда ты его определил. У меня, например, он на книжной полке еще лет семь болтался, пока его мама куда-то не убрала.
Фотографии взяты из открытых источников.