Аэролог — специалист среднего уровня квалификации в сфере гидрометеорологии, получает данные о состоянии атмосферы на больших высотах и следит за показаниями радиозондов. Также он расшифровывает радиосигналы, несущие информацию о температуре, влажности, давлении, скорости и направлении ветра на больших высотах.
- История развития Аэрологии
Исследования свободной атмосферы привлекали внимание ученых начиная с середины 18-го века. Основоположник русской науки М. В. Ломоносов, идеи которого уже тогда определили значение изучения атмосферы, указал на важность таких исследований. Получившие развитие в 18-м веке высокогорные метеорологические наблюдения не могли характеризовать условия свободной атмосферы, хотя и дали некоторое представление об изменении метеорологических элементов с высотой. Только с применением летательных аппаратов можно было разрешить задачу изучения свободной атмосферы. В 1754 году на конференции Академии наук М. В. Ломоносов выступил с сообщением о своих работах по созданию машины, предназначенной для поднятия в верхние слои атмосферы различных метеорологических приборов. Эта «аэродромическая машина» с двумя винтами, вращающимися в разные стороны, представляла небольшую модель вертолета. Но применить свое изобретение М. В Ломоносову не удалось. В последствии изучение свободной атмосферы стало активно развиваться с возникновением воздухоплавания. В 1783 году французский физик Шарль поднялся на воздушном шаре, наполненном водородом, при этом для измерения давления и температуры воздуха он впервые использовал на аэростате барометр и термометр. Изобретение аэростата дало возможность начать изучение свободной атмосферы, но в первых полетах наблюдения производились попутно, методика измерений была несовершенной в результаты оказывались незначительными. Первый полет специально с научной целью был проведен в 1784 году канадским физиком Джефрисом и французским аэронавтом Бланшаром, поднявшимися на аэростате в Лондоне. В России успешный полет с исследовательскими задачами совершил академик Я. Д. Захаров в 1804 г. В этом полете исследования были проведены по программе, более широкой, чем в предшествующих полетах. Кроме измерений давления и температуры воздуха, изучался его состав, а также производились наблюдения над акустическими, электрическими и магнитными явлениями, солнечной радиацией и др. После полета Я. Д. Захарова были осуществлены научные подъемы во Франции с участием физиков Гей-Люссака и Био, обнаруживших важный для методики измерений температуры факт нагревания термометра под действием солнечной радиации. В 1818 г. прогрессивный российский общественный деятель В. Н. Каразин поднял вопрос о производстве опытов с подъемами привязного шара для изучения верхних слоев атмосферы. Еще ранее, в 1806 году, в первой русской кругосветной экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна для наблюдений над ветром в свободной атмосфере были выпущены небольшие шары, наполненные нагретым воздухом. Такие наблюдения привели впоследствии к возникновению метода шаров-пилотов. В 50-х годах 19-го века, после некоторого перерыва возобновились исследования с помощью аэростатов, при этом полеты проводились более систематично. Исследователи ставили задачу достижения больших высот и улучшения методики измерений. В России исследования с помощью аэростатов были продолжены с 1867 г. М. А. Рыкачевым. Также большое влияние на развитие исследований свободной атмосферы оказала деятельность Д. И. Менделеева. Стоит отметить что 1880 году М. М. Поморцев — один из пионеров русской аэрологии, стал руководителем воздухоплавательного отдела Русского технического общества, где под его руководством были проведены длительные и систематические исследования на аэростатах. Результаты первых 40 полетов были им обработаны и опубликованы в 1891 году, а в 1897 году появилась его вторая работа в виде научного отчета о 80-и полетах с рядом оригинальных обобщающих выводов. М. М. Поморцев был в то же время выдающимся конструктором и создал ряд метеорологических приборов. Он предложил также использовать теодолит для наблюдений за перемещением облаков, поставил задачу и дал решение по экспериментальной проверке барометрической формулы, применив оригинальный способ определения высоты аэростата измерением угловых диаметров шара микрометренным окуляром теодолита. Следующим этапом в развитии аэрологических измерений, начало которого относится к концу 19-го века, явилось применение для исследования атмосферы летательных аппаратов с приборами, автоматически регистрирующими изменение метеорологических элементов с высотой. Этой цели служило введение в практику аэрологических измерений метода шаров-зондов и подъемов на воздушных змеях и привязных аэростатах. Применение этих удобных и дешевых методов позволило производить систематическое зондирование атмосферы в ряде пунктов, не прибегая к столь сложному и дорогому средству, как свободные аэростаты, подъемы которых не могли обеспечить регулярность исследования. Стоит отметить что аэрологические измерения проводились и с помощью воздушных змеев и впервые были применены в России в 1897 году и в последствии стали основным средством аэрологических измерений. В 1916 году А. А. Фридманом были применены методы самолетного зондирования атмосферы, а затем в 1921—1922 годах был сконструирован и испытан самолетный метеорограф. В эти же годы были организованы самолетные подъемы для исследования атмосферы в Германии. 30 января 1930 года был запущен первый в мире радиозонд для исследования атмосферы который изобрел известный ученый-метеоролог Павел Молчанов. К настоящему времени в мире созданы десятки конструкций радиозондов, однако предложенный Молчановым принцип работы датчиков и передачи результатов измерений на аэрологическую станцию остался по сути неизменным. За многие годы существования метод радиозондирования атмосферы претерпел огромные изменения – от приема информации на слух до полностью автоматического, от громоздкой ручной обработки данных до полной автоматизации процесса, вплоть до автоматической подачи аэрологических сообщений по каналам связи, от прибора весом 2 кг до миниатюрного устройства весом менее 200 гр.
- Особенности профессии
В обязанности аэролога входит:
-температурно-ветровое зондирование атмосферы с помощью радиолокационной аппаратуры и радиозондов, шаропилотные наблюдения ветра, наземные метеорологические наблюдения.
-аэрологические и метеорологические наблюдения с использованием технических средств и устройств.
-участие в составлении и обеспечении выполнения планов и программ аэрологических наблюдений.
-внедрение и соблюдение методов и технологий производства радиозондирования атмосферы, обработки данных и передачи информации.
-контроль и анализ данных, разработка новых и совершенствовании существующих методов и технических средств радиозондирования атмосферы и обработки данных.
-методическое руководство производством радиозондирования атмосферы в пункте наблюдений, прикрепленных подразделениях, включая проведение инспекций, стажировок, курсов. Подготовка обзоров и методических рекомендаций, а также оценка их работы.
-Подготовка материалов соответствующих наблюдений для архивации и создания фонда данных.
-радиозондирование, контроль и обработку данных с использованием средств электронно-вычислительной техники.
-проведение регламентных работ, участие в текущем ремонте и поверке в пункте наблюдений применяемых систем и средств измерений.
- Как стать Аэрологом
Чтобы стать специалистом в этой области необходимо получить высшее профессиональное образование по специальности "Гидрометеорология", "Прикладная гидрометеорология" или высшее профессиональное образование в области физико-математических, естественных наук, техники и технологии.
Также необходимо обладать знаниями законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые определяют основные принципы построения сети аэрологических наблюдений, порядок производства наблюдений, обработку данных, сбора и обработки оперативной и режимной аэрологической информации, наставления, руководства, инструкции и коды в области аэрологических наблюдений, основополагающие документы по гидрометеорологическому обеспечению, в том числе специализированному. Важно знать правила эксплуатации, текущего ремонта и поверки средств аэрологических и метеорологических наблюдений, правила по охране труда.
- Преимущества и недостатки
Плюсы и минусы данной профессии назвать довольно сложно, это довольно специфический род деятельности, в котором производится на мой взгляд кропотливая работа, требующая от специалиста немалой выдержки и самоорганизации, к тому же, зачастую, приходится работать в труднодоступных регионах Это, как у большинства ученых скорее призвание, образ жизни, чем обычная работа.