Способность к мобилизации - это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения общезначимой задачи. Эффективная система способна увеличивать свои ресурсы. «Мобилизация ресурсов» предполагает:
- преобразование неясных чаяний масс в программы и политику;
- пропаганду новой общественной программы;
- изыскание необходимых "ресурсов" (людских, финансовых и др.);
- согласование поведения и деятельности;
- определенную дозу сдерживания, то есть поддержание некоторого общественного порядка.
Для такой "мобилизации" на практике требуются реальная политическая власть, стабильные государственные институты, определенный правовой и административный "уровень". С. Хантингтон настаивает на необходимости этого последнего условия: создание и институционализация нового политического порядка. Так, в работе "Политический порядок в меняющихся обществах" он отмечает: "Революция успешно сочетает стремительную политическую мобилизацию и стремительную политическую институционализацию. Не все революции создают новый политический порядок. Насколько революция революционна, можно измерить по стремительности и широте политического участия, создаваемого ею. Успех революции измеряется степенью авторитета и стабильности порожденных ею институтов".
В статье "Политическое развитие и политический упадок" С. Хантингтон давал определение политическому развитию как «институционализации политических организаций и процедур".
Это развитие характеризуется "силой организации и политических институтов", "стабильностью" (отсутствие или малое число государственных переворотов и т.д.).
Тем самым Хантингтон связывает политическое развитие с институционализацией. Он больше не смешивает его с остальными переменными (такими как индустриализация, культурная модернизация и др.). В его концепции политическое развитие не связано с социоэкономической модернизацией. Некоторые страны, вроде Индии, будучи слабо развитыми социально-экономически, являются, однако, высокоразвитыми политически.
Роже-Жерар Шварценберг. Политическая социология. 1992.