Каждый уважающий себя человек обязан прочитать как можно больше книг Михаила Афанасьевича Булгакова. К своему стыду, я, в силу не слишком большой любви к художественной литературе, не осилил его культовые романы Роковые Яйца и Белая Гвардия. Однако его мастерпис - Мастер и Маргарита уверенно занимает лидирующие позиции в моем топе лучших книг.
Русский человек должен знать эту книгу наизусть, ведь это его средство защиты. Библия например является защитой человека от сил зла, а Библия Булгакова - щит человека от манипуляторов, лгунов, самого дьявола. А ведь он величайший из обманщиков (я лично считаю что даже самый знаменитый демон открывавший человеку тайны мироздания, Мефистофель, устроил Иоганну Фаусту масштабную иллюзию, дурил доктора точно так же как и других своих жертв).
С чего же такая экстравагантная мысль возникла у меня. А с того, что в нашу эпоху информации стало столько, что отличить ложь от правды потребитель уже просто не успевает. Управлять современным человеком очень просто, не смотря даже на мнимую образованность большинства населения, которая подразумевает цельность и самостоятельность суждений. Никакое образование может не уберечь вас от интересанта, преследующего в первую очередь политические цели. Оному достаточно лишь перенаправить вам в голову поток вранья, умело подкреплённого другим враньём, что бы быть уверенным в том, что 9 из 10 его жертв уже полностью в его власти, они мыслят так, как он им нашептал. Никто не будет проверять всю цепочку ахинеи которую городят господа в кабинетах и центрах психологической борьбы.
А вот тут и приходит на помощь Михаил Афанасьевич. Первая сцена романа, знаменитый диалог на Патриарших прудах, это же разговор наивных обманутых и циничного лгуна. Пара литераторов обманута сатаной изначально, Воланд лишь добавляет ещё одну порцию, что бы и дух истины затерялся в помрачённых головах. Он дурит весь город скептиков материалистов как детсадовцев. А почему же так? Отбросим возможности дьявола как персонажа мифа и религии, в романе он литературный герой. Дело немного в другом, и оно совершенно материально и постоянно применяется в нашем обществе.
Это называется формировка сознания, при этом первое дело когда приступаешь к этой формировке - объявить слушателю что вот именно сейчас ему откроют глаза, именно сейчас его мысль обретёт независимость. Не даром говорят: самое лучшее в теориях заговора, что в них почти никто не верит. Потом слушателю преподносят развесистую чушь, отсеивают менее податливых и приступают к более тонкому процессу. Оболгать свое же высказывание из других источников, но с поправкой на проталкивание нужного лейтмотива.
На примере романа, сначала приносится такая несусветная для большинства населения России начала 20 века ерунда как концепт безбожия. Бога нет и никогда не было. Затем начинается юление, вроде: Ну нет Иисус конечно был, но был он человек бродяга, или вообще революционер первый коммунист. Такое юление известное как мифологическая и историческая школа советской науки завершает Воланд, четко неся бред о том, что Иисус безусловно существовал, но говорил совершенно противоположные евангелиям вещи, которые придумали ересиархи псевдоапостолы спустя много лет.
Подпирает свой голословный бред он не проверяемым и абсурдным в материальном мире заявлением о личном присутствии при сем действе. Не стоит забывать что по одной из трактовок весь Роман Мастера о Понтии Пилате написан рукой сатаны. И вот цель уже достигнута, собеседник и до этого ничерта не разбиравшийся в вопросе запутан окончательно. А там где даже рациональный человек вынужден строить аргументы на лживых фактах произошел слом всего, и на этих руинах можно строить новое, нужное интересанту.
Вот этим Воланд и занимается, совершая псевдочудеса, делая себя псевдохристом и создавая новое воладнианство. И судя по всему это ему удалось, недаром часть читателей увидела в романе Булгакова новую Евангелие от сатаны. Но сам Михаил Афанасьевич был верующим человеком и Воланд в его романе однозначно никак не новый мессия, а стопроцентный дьявол. Держа этот факт в голове, легко понять что писатель описывает как бы мастер-класс по так называемому вранью от князя тьмы. А зная методы, тяжелее поддаться.