Часто в быту мы пользуемся устоявшимися терминами и понятиями, не раздумывая об истории их возникновения и развития с течением времени. Между тем, их неведомый вдохновитель скрывается в тени прошлых веков, редко оставляя потомкам путеводные нити для раскрытия своего имени.
Так получилось и с зарождением феномена индивидуальности, без которого сложно себе представить ощущения и самочувствие современного человека.
Хотя можно попытаться обнаружить настроение и внутренний мир человека уже в историях, изложенных на листах папирусах Древнего Египта или на камнях Вавилона или Куссара, подлинный расцвет описания внутренних чувств человека как индивидуума стал возможен при возникновении христианского миросозерцания.
Его подлинным выразителем стал Святой (в православной традиции - Блаженный) Аврелий Августин в одном из своих главных сочинений – «Исповеди».
Молодой Августин - ритор
Аврелий Августин Иппонийский родился в 354 году в городке Тагасте (теперь – Сук-Ахрас на территории нынешнего Алжира). Во времена Августина город относился к римской провинции Нумидия на Севере Африке.
Отец, по имени Патриций, служивший в местном муниципалитете, был небогат и хотел добиться мирского благополучия для трех детей – Августина, Навигия и дочери, имя которой до нас не дошло.
Особенно он возлагал большие надежды на Августина, видя в нем будущего прославленного ритора, и мальчик в начале жизненного пути пытался оправдать надежды своего отца.
Мать будущего отца Церкви, Моника, была истовой христианкой и с детства оказывала огромное влияние на духовное развитие любимого чада.
- После начального обучения в Тагасте по желанию отца Августин оказался в Карфагене, крупнейшем образовательном центре в Северной Африке.
- Здесь он подготовился к карьере ритора, овладев искусством произнесения публичных речей, в совершенстве освоив латинский язык и в подлиннике изучив авторов Золотого Века римской литературы: Цицерона, Тита Ливия, Вергилия, Саллюстия, Катона Старшего и так далее.
Греческий язык, однако, Августину не очень дался, поэтому всю жизнь он знакомился с местными гениями в латинском переводе.
- В Карфагене новый ритор отдался ритму большого города. Здесь он познакомился с девушкой, возможно, отпущенницей, ставшей его сожительницей на долгое время. Вскоре у пары родился сын Адеодат (то есть «от Бога данный»).
Августин увлекся манихейством и стал ревностным последователем перса Мани, утверждавшего о вечном противоборстве в мире между светлым и темными началами.
- Материя, по учению Мани, принадлежит к области мрака, добрая душа является частицей Божества.
- Владыка света посылает «первого человека» для противоборства с мраком. Он не является сыном Девы, в нем нет ничего человеческого, кроме видимости. Задача самого человека – освободиться от всего темного, материального с помощью посланника света.
- После недолгой веры в новое учение у Августина наступил духовный кризис, он разочаровался в возможности объяснить окружающий мир рациональными понятиями добра и зла без учета внутренних переживаний человека.
- Последнюю надежду в истинность манихейского учения он потерял после бесед с ученым мужем епископом Фаустом. Августин убедился, что хотя Фауст был красноречивым проповедником манихеев, он был несведущ в науках, кроме грамматики. Фауст честно признался Августину в своей неосведомленности по многим вопросам и молодой ритор сам стал просвещать епископа, читая вместе с ним речи Цицерона и Сенеки.
После этого Августин меняет обстановку и едет в Рим изучать философию школы скептиков.
Вскоре через знакомых-манихеев он подает прошение на должность придворного ритора в Медиолане (теперь - Милан). Получив согласие на переезд от могучего префекта Рима Аврелия Симмаха, Августин оказывается, волею случая, рядом с Великим церковным деятелем и епископом Амвросием Медиоланским.
- Встреча производит неизгладимое впечатление на молодого ритора. Августин находит ответы на «вечные» вопросы бытия в пылкой проповеди святого Амвросия христианских основ веры и в учении неоплатонизма, освоенном Августином ранее. Немалую роль в «обращении» Августина сыграла и его мать, советовавшая сыну стать настоящим христианином и отказаться от бесовского учения.
Крещение Августина и смерть близких
Однажды духовник Амвросия Медиоланского по имени Симплициан дает для чтения Августину Послания Святого Павла. Мир внутри Августина преобразился и наполнился новым духовным смыслом.
Случайно знакомый христианин Понтициан посещает виллу Августина и рассказывает последнему о монашеских подвигах Антония Великого.
Августина охватила тревога за свое будущее из-за греховного настоящего. Недаром он оправдывал свой «брак», говоря себе:
«Господи, дай мне целомудрие и умеренность, только не сейчас!».
Августин уединился, дал волю слезам. Вдруг он услышал из соседнего дома детский распев:
«Возьми, читай!».
Августин бросился в дом, открыл наугад Послания Святого Павла и прочитал:
«Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти».
Так Августин принял решение расстаться с прежней жизнью, доходной службой и верной женой и вернуться на родину, Тагасту.
- А перед этим, около 387 года, епископ Амвросий Медиоланский крестит Августина, его сына Адедата и товарища Алипия. Мать Моника была самой счастливой матерью в день, когда сын сообщил ей о своем решении. Но вскоре она, заболев лихорадкой, умерла в портовой Остии, не успев выехать в Африку. Не успев отойти от первого потрясения, вскоре новое горе случилось в семье Августина – скончался его единственный и любимый сын Адедат.
Епископ Гиппона
Августин вернулся в родную Тагасту, продал отцовскую усадьбу, а в маленьком доме рядом с бывшими владениями устроил монашескую общину.
Слухи о добродетелях Августина распространились на всю округу. Епископ Гиппона Валерий по просьбе паствы посвятил Августина в пресвитеры. Но Августин тяготился земными делами, стремясь укрыться в монастыре, где писал сочинения против манихеев и новой грозной секты - донатистов, африканских монахов, выступивших против православной общины.
Карфагенский патриарх-раскольник Донат настаивал на утрате Божественной благодати у тех пресвитеров, кто запятнал себя грехами, в том числе сотрудничая с властями.
Это напоминало церковный раскол в России при патриархе Никоне с такими же тяжелыми последствиями для православной веры.
Вскоре Валерий умер и Августин принял сан епископа Гиппона.
Августин до самой смерти совмещал деятельность епископа и духовного писателя. Им было написано около сотни сочинений и более тысяч писем, безупречно продуманных и отделанных.
Когда в 430 году вандалы переправились с Иберийского полуострова в Африку и осадили Гиппон, сердце Августина не выдержало постигшего горя и он скончался в возрасте 75 лет.
«Исповедь» Августина
Написав одно из своих основных произведений, Августин на века обрел славу классика западной и восточной патристики.
Впервые в истории литературы предстала перед читателем такая метущаяся душа, впервые исповедь частного человека громко зазвучала для будущих потомков.
Принято выделять несколько планов личности, отраженных в «Исповеди»:
- личность в абсолютном измерении (как чистое «я»).
«Я» человека является созданием Бога и с помощью самопознания «Я» восходит, используя чувства и разум, к Божественной Истине, напоминая восхождения души Платона к Единому Благу.
- личность в моральном и религиозно-психологическом измерении.
Августин разрабатывает свою теорию объяснения существования зла на Земле, повлиявшую на последующую религиозную и философскую мысль Запада.
- Бог не отвечает за зло, а источником зла выступает злая воля. Моральным ориентиром для человека должны стать заповеди Бога.
- Адам по своей воле совершил грех. С течением времени, в череде потомков, грех только увеличивается. Человеку самому не справиться с грехом, без помощи Бога, а точнее – Благодати Бога. Человек избирается к спасению, но этот акт невозможно понять, в него можно только верить.
- Истинная свобода человека, по мысли Августина, состоит в уподоблении Абсолютной личности Создателя. Инструментом уподобления является сердце человека. Через влечение сердца человек может соединиться с Богом, тогда как эгоизм отталкивает человека от Творца. Таким образом, через преодоление главного искушения – себялюбия, человек совершает подлинный христианский долг.
Многие недоброжелатели Августина, включая запрещенного богослова Пелагия, усматривали в данной концепции гиппонского епископа прежние манихейские влияния.
Если под жанром автобиографии понимать не столько литературную форму, сколько форму выражения человеческого опыта индивидуума, которая раскрывается в тождестве главного героя с личным описываемым им опытом, то «Исповедь» Августина задает тот образец повествования в истории мировой литературы, аналогов которого еще не было в прошлом.
После Августина средневековые монахи, включая Отлоха Эммерамского, Абеляра, Гвиберта Ножанского, донесут жанр исповеди до нашего времени, где он раскроется в текстах Руссо, Гете, Стриндберга и Толстого.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!