Найти тему
Kovaleva.help

Школа учит бояться ошибок

Школа сегодня формирует в детях устойчивую установку о том, что ты хорошо учишься, только если ты не ошибаешься.

За ошибки снижают не только на контрольных, но и в текучке, которая вообще-то должна быть направлена на отработку темы.

В связи с этим, кстати, есть классная история про Эйнштейна.

Он однажды написал на доске таблицу умножения в классе, сделав ошибку в последней строчке. В аудитории началась суматоха, все начали комментировать, смеяться, подсказывать правильный ответ. Но он дождался, пока все замолчат и сказал:

«Несмотря на то, что я правильно решил 9 примеров, меня никто не поздравил. Но когда я допустил только одну ошибку, все начали смеяться. Это означает, что даже если человек очень успешен, окружающие заметят его единственную маленькую ошибку. И им это понравится”.

👎Вся школьная система оценивания, кажется, ставит своей целью ткнуть ребенка в то, что у него не получается, не обращая внимания на то, что же ему удалось. Поэтому со временем ученики воспринимают свои ошибки как провал и начинают прикладывать сам факт неверно решенной задачи к себе – я ни на что не способен.

👎Школа учит бояться ошибок. И это выливается не просто в то, что дети стараются максимально их избегать. Они начинают увиливать в целом от занятий, в которых они могут ошибаться. Таким образом, сам страх совершить ошибку отрицательно влияет на учебный процесс.

☝️Но с точки зрения психологии и нейробиологии ошибки играют основную роль в процессе обучения.

И во многих исследованиях говорится, что тактика избегания возможных ошибок, сочетающаяся с попытками спрогнозировать так, чтобы всё было правильно и безошибочно означает в целом упустить возможность обучения и развития.

Нейронные связи в мозге либо укрепляются, либо угнетаются. И в большинстве традиционных моделей предполагается, что обучение это создание, укрепление новых нейронных связей.

Но есть и другая, очень интересная модель, по которой обучение происходит в основном через исправление ошибок.

Создаются новые нейронные связи. И они помечаются как временные. Если результат оказывается неудачным, то они впоследствии подавляются.

Когда мы учимся чему-то, мы не только формируем новые нейронные связи, а, в первую очередь, уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в своей основе предполагает ошибку.

Понимание, что

*️⃣негативная обратная связь для мозга важна

*️⃣отсутствие страха перед ошибками

*️⃣готовность над ними работать

— это и есть основа эффективного обучения.

Мы не просто на них учимся на ошибках. Возможно, вообще не существует другого способа учиться.