Как должна вести себя нормальная собака и как понять, что поведение вдруг стало ненормальным и пора бить тревогу? И зачем вообще этим заморачиваться, если у нас уже есть критерий — комфортно жить с собакой, значит все в порядке? На эти вопросы я пытаюсь ответить примерно в каждом своем тексте, а сегодня попробую резюмировать знания о норме и отклонениях от нее.
Конечно, в некоторой степени норма относительна и субъективна. Что для одной собаки — ок, то для другой может стать поводом подозревать неладное. Скажем, моя большая собака Лидуся медленно ходит на прогулке. Таков ее темп, она привыкла созерцать. Если моя маленькая собака Туча начнет медленно ходить на прогулке, а не бежать рысью, как обычно, я решу, что ей нехорошо или что она под веществами. Для каждой из них норма своя: одна — собака-дирижабль, вторая — собака-самолет.
1. Изучайте собаку
Отсюда первое правило: чтобы понимать субъективную норму, надо прожить с собакой хотя бы год. Поможет наблюдение за собакой в повторяющихся обстоятельствах, за ее реакцией на стрессы, за ее предпочтениями и привычками, которых еще не касалась рука дрессировщика. Псы по-разному нормально реагируют на новую информацию, форс-мажоры, смену сезонов и погодные условия, наконец. И если для одной псицы нежелание выходить на улицу — это просто нежелание шкурку мочить, потому что там дождь, то для другой похожее внешне нежелание может означать страх улицы в принципе. И с ним уже нужно работать, потому что страх улицы при любой погоде — это не норма для любой собаки.
2. Следите за нетипичным
Правило второе: любое нетипичное именно для вашей собаки поведение нужно рассматривать как отклонение от нормы. Даже если это поведение вам нравится больше, чем типичное. Например, ваш пес — большой любитель гонять голубей с хлебных полян. Вам это досаждало, но меры принимать было лень, пса никто не учил игнорировать гулек, потому что вроде все безопасно. И вот в одно прекрасное утро жирные гульки на поляне его не заинтересовали. Тут придется включать «мать-истеричку» и думать над причинами, которые могли это спровоцировать. Не хочу никого пугать, но любое необычное или внезапно возникшее поведение — это повод обратиться к ветеринару.
Даже самые здоровые с виду собаки могут болеть. И о своей болезни они никому не скажут до тех пор, пока будут способны незаметно терпеть боль и дискомфорт. А эти ребята такое умеют очень хорошо. Природа-мать так устроила, что животное, демонстрирующее боль, долго не живет, потому что оно — лучшая добыча для врагов и обуза для коллектива. Так что узнать о собачьей болезни вовремя (когда она еще не причиняет нестерпимого дискомфорта) можно только одним способом — замечать малейшие изменения в поведении. Для собак разных пород есть разные точки настороженности: у гигантов — суставы, у хондродистрофиков (собак с короткими лапами) — спины, у карликовых и плоскомордых — голова. Это не значит, что все это обязательно заболит у вашего коротколапого гиганта с плоской мордой. Просто стоит учитывать породный анамнез, когда собачье поведение беспокоит.
Одна моя знакомая собака, когда выросла из щенка в сильную независимую псицу, заимела привычку лизать себе лапы. Ну лижет себе и лижет. Хозяева пытались по совету специалистов отвлекать ее на лизание чего-то другого, развлекать интеллектуально и больше выгуливать, чтобы уставала и спала, не трогая лапы.
3. Ищите причину
Но здесь бы помогло третье правило: сначала искать причину, а уже потом исправлять поведение, которое отклоняется от нормы. В норме собаки не лижут себе что бы то ни было постоянно, не чешутся, как блохастые, не гоняются за хвостом часами, не наносят себе увечий. Словом, не делают ничего без важной мотивации сделать. Да, их можно от этого отвлечь и переключить на созидательные занятия, можно выматывать на прогулках, чтобы сил не оставалось на все вот это. Но причина такого поведения сохранится. У этой моей знакомой собаки болели суставы тех лап, которые она лизала. Это впоследствии показал рентген и подтвердил невролог. И эту собаку ждет операция.
4. Слушайте природу
Правило четвертое: норма — это «по природе». Собака, хоть она и наш дружочек, все-таки животное с присущими ему видовыми характеристиками. Я уже писала здесь, какие видовые характеристики присущи собакам. Например, они должны много спать и не очень много шуметь, они интересуются всем новым и в целом лояльны к людям, они едят преимущественно животную пищу и умеют ходить в туалет по расписанию в специально отведенные места. Поэтому фиксируйте отклонения от нормы, если собака не спит, пока вы на работе, лает на каждый стимул, боится чего-то до отказа от еды, писает каждый час, проявляет агрессию без причины — и так далее.
В то же время, нормальным, хоть и неприятным поведением собак можно считать, например, сбор съестного с земли.
5. Не путайте отклонение с неудобством
Отсюда пятое правило: не все то отклонение от нормы, что нам в собаке не нравится. Скажем, агрессия к сородичам опасна для индивидуума, но нормальна для вида. Псы часто устраивают разборки, чтобы установить, кто здесь сильнее и кто поэтому достоин размножаться. Подраться и ритуально победить — часть жизни кобеля, подраться и прикончить соперницу — приемлемо для суки. Но только если они не под нашей ответственностью, а живут где-то сами по себе по законам джунглей. А раз уж мы вмешались, в некоторых случаях придется замещать собачье нормальное поведение социально приемлемым. Потому и нужно изживать привычку собирать запрещенку с земли и нападать на соседских собак. Благо, это можно делать не только методами поведенческой коррекции, но и методами избегания проблемы (в вопросе подбирания еды я имею ввиду намордник).
6. С "ненормальной" собакой можно жить
Правило шестое: с «ненормальной» собакой тоже можно жить. Коррекции поддаются практически любые собачьи проблемы в любом собачьем возрасте. Но есть два условия: собака здорова физически и у хозяина есть возможность создать среду для коррекции. Последнее не всегда значит перевернуть всю жизнь с ног на голову, лишиться карьеры и переехать в глухой лес ради собаки. Но и такое тоже случается. Я знаю псов, чьи хозяева предпочли загородную жизнь городской только из-за собаки. Она не стала «нормальной» в полном смысле этого слова, ведь в городе она жить все еще не может, но она получила возможность быть нормальной в другой среде. И значит, стала более благополучной.
Ну и, как всегда в подобного рода текстах, я пою гимны современной фармакологии, которая творит чудеса, если поведенческая коррекция справляется не до конца. Знаю, о чем говорю, не только потому что у меня масса профессиональных кейсов с проблемными собаками, которым помогла фарма. Я и сама владелица двух «ненормальных» собак с повышенной тревожностью и молниеносной возбудимостью. И обе эти собаки получили возможность жить нормально, оставаясь по факту «ненормальными». Поэтому крайне рекомендую не опускать руки, даже когда все светила мировой кинологии не смогли вам помочь. Сейчас развивается поведенческая ветеринарная медицина, и она помогает облегчить жизнь тревожным собакам с помощью правильно подобранных препаратов. Это так же непросто, как подобрать людям антидепрессанты. Но зачастую результат стоит усилий.
Фото michelle_karamel_basenji, обработал Ренат Муртаев