Да, Ксения Собчак, видимо, высокопрофессиональная и пользующаяся доверием масс журналистка. Ведь к её каналу "Осторожно: Собчак" снизошёл сам Карен Шахназаров, дав ей развёрнутое интервью.
Больше всего Ксению Анатольевну удивила далёкость режиссёра от модных веяний: он до сих пор пользуется кнопочным телефоном!
Было много и другого в высказываниях мэтра, что вызвало в комментариях цепную реакцию: Шахназаров -человек из прошлого, безнадежно отставший от жизни, и не ему учить молодёжь жить. Но Карен Георгиевич всё-таки позволил себе высказать ряд соображений.
Так говоря о попытках коллективного Запада задушить Россию экономическими санкциями, Шахназаров сказал так:
" Людям, выросшим в СССР, ничего не страшно!"
На что Ксения Анатольевна выдала аргумент, наглядно демонстрирующий умонастроения части российского общества:
" Но молодёжь не хочет напрягаться, она не хочет никакой борьбы, никакого противостояния..."
И вот тут мудрый Шахназаров, до сей поры не поменявший свой кнопочный телефон на полноценный айфон, выдал умозаключение, которое продвинутые в плане всякой-разной "цифры" зрители не оценили.
" Но мир так устроена, что этого не избежать... Ни во времена СССР, ни сейчас..."-попытался убедить их собеседник Собчак.
Увы и ах, но довольно существенная часть людей и в России, и на Западе, выросшая в сравнительно оранжерейных условиях, не только не готова напрягаться, но она даже не подозревает: мир на этом стоит. И развивается он из борьбы противоречий. Отсюда очень обтекаемая установка нашей культурной элиты: мы за всё хорошее, против всего плохого.
Увы, тот мир, когда лев будет лежать рядом с ягнёнком и не попытается прокусить его шкурку, пока ещё не наступил. Но наивные люди полагают, что он где-то существует. А некоторые даже снимаются с насиженных мест и со всем своим скарбом, а кто-то с солидным банковским счётом устремляются в "прекрасное далёко". Но вот ведь какая незадача - и там тоже идёт борьба за место под солнцем. Пусть и в другом виде, порой искусно задрапированном.
К слову, Карен Георгиевич не спешит пригвоздить к доске позора наших сбежавших за границу или отрёкшихся от Родины деятелей культуры. Потому что события происходят эпохальные.
" Спецоперация - это начало революции, - утверждает режиссёр. - И в России, и во всём мире."
А как ведёт себя интеллигенция в такие периоды? - Теряет ориентиры, впадает в панические настроения и как следствие - пускается наутёк.
В беседе с режиссёром Ксения Анатольевна сетовала на то, что в последнее время в России снимали много военных фильмов, что, по её собственному выражению, население буквально "пичкают" войной.
" Такое ощущение, что немцы до сих пор под Москвой стоят..."
На что Шахназаров попытался растолковать собеседнице, что после развала СССР тема Великой Отечественной войны одна из немногих уцелевших идеологических скреп. Украина отказалась от неё и в результате начала сыпаться как единое государство.
Ксения Анатольевна в присущей ей манере сравнивать Россию с другими цивилизованными "странами" привела в пример Израиль,откуда недавно вернулась, но как подчеркнула, куда не эмигрировала.
Так вот в земле обетованной, конечно, тоже помнят про Вторую мировую, про Холокост, но гордятся почему-то больше всего своей медициной и лучшими в мире айтишниками. (Может, потому что сопротивление евреев германской военной машине было не таким уж сильным? - задалась вопросом я.) Но Карену Георгиевичу,если и пришла в голову столь неполиткорректная и обидная для евреев мысль, он не стал её озвучивать. А в качестве контраргумента привёл два слова: зерно и Арктика.
Во-первых, мы наконец-то решили продовольственную проблему.
Во-вторых, начали мощное освоение Арктики.
По поводу Арктики и её освоения ничего не могу сказать: в отличие от Карена Григорьевича там не была и пользу от вкладывания туда средств представляю пока смутно, а вот насчёт того, что российские аграрии наконец-то накормили свой народ, соглашусь. Не без гордости и за аграриев, и за народ.
И конечно, зашёл разговор о кино.
Но режиссёр по большому счёту от него уклонился.
Во-первых, потому что счёл некорректным говорить о своих коллегах. Во-вторых, потому что современное кино практически не смотрит. В молодости он вслед за Владимиром Ильичём Лениным считал, что кино является одним из важнейших искусств. В более поздние годы он этот взгляд на свою профессию кардинально пересмотрел. А сейчас придерживается "золотой середины". Тем не менее правильно заметила Собчак, когда речь заходит о советском кино, его лицо просветляется.
" Советское кино значительно превосходило современное российское!"
Казалось бы,парадокс: искусство, которое создавалось под прессингом идеологии, оказалось более мощным, чем то, что делается при полной свободе творчества.
Неужели все советские деятели кино были так уж преданы идеалам КПСС? -Да нет, многие из них, что называется, держали кукиш в кармане. Но при этом делали фильмы, которые завоёвывали призы на международных фестивалях.
Шахназаров уверен, что причина в том, что на художника оказывала влияние СВЕРХИДЕЯ. Она захватывала его настолько, что он не мог выдать поделку, однодневку.
А какая сверхидея у современного российского художника - будь то литератор, кинематографист, драматург? - Нет ответа. Потому что и у России пока такой глобальной национальной идеи нет. Она только формируется. И последние события,безусловно, окажутся тем ферментом, который этот процесс ускорит.