Найти тему
Mstir

Неописуемые технологии что опишут неописуемое

Технологии невероятно изменили мир. Я не говорю о глобальном изменении каждого аспекта жизни, любой это видит, но про отдельные аспекты, которые, как всем когда-то казалось никогда не удаться изменить при помощи механизмов автоматизации.

Творческое направление претерпело невероятные изменения с ростом вычислительных мощностей и необходимостью создавать уникальность каждого элемента в мире, где на узнаваемость тратят лишь мгновение. Каждый инструмент как-то влиял и на скорость работы и на конечный результат, но ни один нож или молоток не научились делать что-то сами. Даже в совместном творчестве, вроде кинопроизводства, где каждый отвечает за что-то своё, даже за концептуализацию, везде был необходим и первый взгляд, и рабочий процесс и последний штрих от какого-то человека. Сегодня наши технологии шагнули вперёд и вовсю стали прорастать последствия слияния big data и нейронных сетей. Общий опыт людей, пускай и формальный, но накапливаемый в глобальные хранилища, стал работать сам по себе. Возьмите даже Николая Иронова в студии Артемия Лебедева, что "даже получает зарплату" и производит хм... продукт на уровне со многими дизайнерами, существующими в реальном мире. По меньшей мере многие и правда удивлены, и поражены результатами таких цифровых продуктов, не говоря уже о том, что давно могут более классические продукты вроде Фотошопа. Удаляются задники, меняются люди, цвета, появляются неведомые существа и даже просто по прямому запросу от человека, без лишнего труда.

Не совсем, конечно, так просто и круто, но давайте разберемся.

Конечно, нельзя сказать, что компьютер может творить сам, все его процессы и наработки — это навыки и умения что мы когда-то создали общечеловеческим трудом. Нейронная сеть так и работает, анализируя и объединяя при помощи нас что-то с чем-то. Можно подумать, что это просто сложно устроенная мешалка с разбрызгивателем, что при вращении создаёт причудливые образы из залитой в нее краски, но ведь наше сознание, по сути, работает точно так же.

Как можно представить непознанное? Этим вопросом задавались целые поколения авторов. Будучи существами биологическими, даже вырываясь за рамки наших стандартных мыслительных процессов, мы так или иначе живём в рамках виденного ранее. Наши страхи лишь олицетворения реальных опасностей что окружающий мир подкидывал нашему виду на протяжении нашего "взросления", потому их визуализация так и работает. Но полноценно вырваться за эти грани мы всё-таки не можем. Лавкрафт фантазировал вне простых концепций, хотя бы потому что не был так привязан к социуму и его влиянию, как многие другие авторы того времени, но при этом был весьма начитанным, умным и продвинутым во многих направлениях человеком.

Пытаясь описать то, что находится за пределами наших визуальных концептов, он часто использовал термин "неописуемый". То, что современный человек, которому не суждено никогда покинуть землю и увидеть реальный другой мир, может увидеть, например в наркотических трипах, описать и правда невероятно сложно. Я считаю, что в первую очередь такая проблема существует из-за того, что любой человеческий язык, на котором говорят, как программный код должен быть невероятно конкретизированным и описание чего-то нового это всегда рассуждения и сравнения. Именно потому многие слова, не близкие оригинальным носителям языка это либо что-то прямо заимствованное, вроде японского мороженого アイスクリーム [Aisukurīmu], которое они практически не видели до Американцев, либо что-то что объединяет несколько существующих ранее слов, вроде pineapple (pine - сосна, apple - яблоко), где визуальная близость важнее иной характеристики.

Интересно что с самого начала развития интеллекта человек создавал инструменты чтобы упростить себе жизнь, увеличить качество жизни, автоматизировать самую тяжёлую и однообразную работу, чтобы однажды все повсеместно смогли стать творческими личностями и только и делать что саморазвиваться. Только вот популяризация этих идей порождала страх, а затем и противостояние луддитов, что крушили станки чтобы не терять работу. Но вот только монотонную работу люди и правда выполняют лучше машин, потому что умеют идти на компромиссы и вне рамок, станок без человека остаётся молотком, лежачим на столе. Но тем не менее какую-то свободу прогресс человеку добавил. С другой стороны в творческом плане разрыв навыков и возможностей среди людей ничуть не меньше чем в физическом плане, а это значит что для того чтобы делать продукт творческий саморазвития мало, нужно ещё и инструмент под любую руку адаптировать и так далее...

-2

И вот тут компьютеры удивили, ведь неожиданность многих аспектов, выходящие за рамки ошибки и некоторая нестабильность любой системы, требующая внимания со стороны операторов, оказалась ключом к тому что в машинах есть огромный творческий потенциал.

Конечно этот потенциал проявляется в конечном итоге как груда непонятных решений из частиц того что мы уже знаем и не полностью отвечает нашему запросу на новизну всего творческого, но честно говоря что вообще может быть новым, не переворошая старое?

Какой в будущем может быть потенциал у всего этого вопрос сложный и далёкий от реальных ответов. Но раз уж все что возможно написать можно создать при помощи простого перебора всех возможных вариантов то и в заданных рамках жанров компьютеры будут работать великолепно.

Таким образом нейронная сеть для творчества и дизайна это куда более сложная структура чем даже хорошо обученные и талантливые люди, ведь будучи практически полностью оторванной от нашей биологической реальности, совершенно любая концепция, вне зависимости от ее возможности и например религиозного, научного, визуального концепта, кажется ей в равной степени возможной. Таким образом то что создаёт причудливые образы, сейчас лишь копирует, но, как мне кажется, однажды сможет изобразить то, что мы оставляем за термином неописуемого.

-3