Найти тему
autoracingworld

Молчаливый Сэм, основанный на иных принципах…

Газовая турбина в автоспорте? Знатоки Формулы-1 сразу вспомнят Lotus 56B. Те, кто интересуются индикаром, скажут что за год до появления этого Лотоса, дебютировал STP-Paxton. Но и он был лишь третьим! Лавры первопроходцев принадлежат Rover-BRM

Автомобиль построили на основе модифицированного шасси Формулы-1 и оснастили алюминиевым кузовом типа спайдер. В задней части машины установили газотурбинный двигатель 2S/150 который мог развивать до 55 000 об/мин.

Rover-BRM – первый гоночный «турбокар» в мире. Фото: Youtube.com
Rover-BRM – первый гоночный «турбокар» в мире. Фото: Youtube.com

Под номером 00 Rover-BRM участвовал в 24 часовой гонке Ле Ман 1967 года с пилотами Формулы-1 команды BRM Грэмом Хиллом и Ричи Гинтером. Автомобиль преодолел 310 кругов, что составляло в общей сложности 4165 километров. Rover-BRM не только финишировал в гонке, но и, если бы был официально заявлен, занял бы 7-е место в общем зачете.

В 1965 году Rover-BRM вернулись на трассу Circuit de la Sarthe в качестве официального участника. Практика и квалификация завершились без происшествий, и Грэм Хилл вместе с будущим чемпионом Формулы-1 Джеки Стюартом были готовы к большой гонке. Стартуя с 40-го места, британскому газотурбинному автомобилю удалось совершить впечатляющий прорыв в первую десятку, но в дальнейшем двигатель начал перегреваться. Из-за этой проблемы инженеры были вынуждены ограничить уровень мощности, поэтому Хилл и Стюарт не смогли использовать весь потенциал автомобиля.

Вот как описывал впечатления от турбокара Ровер-БРМ Грэм Хилл:

Вы сидите в этом, с позволения сказать, автомобиле, как вдруг он начинает свистеть так, как будто у вас Боинг 707 за спиной, готовый засосать и сожрать вас как монстр».

Несмотря на это, Rover-BRM удалось завершить гонку, заняв 10-е место в общем зачете и второе место в своей категории. этот удивительный британский прототип вошел в историю как первый гоночный автомобиль с реактивным двигателем, когда-либо участвовавший в Ле-Мане.

Единственной машиной, сумевшей победить в гонке с газотурбинным двигателем, стал Howmet TX turbine car. В соревнованиях, санкционированных SCCA ему удалось одержать две победы. Фото: Youtube.com
Единственной машиной, сумевшей победить в гонке с газотурбинным двигателем, стал Howmet TX turbine car. В соревнованиях, санкционированных SCCA ему удалось одержать две победы. Фото: Youtube.com

Но тема сегодняшнего рассказа два самых известных «турбокара» в истории автоспорта.

STP-Paxton Turbocar

Парнелли Джонс лидировал 171 круг из 200 запланированных и уверенно шел к победе. Но за три с половиной круга до клетчатого флага вышел из строя подшипник трансмиссии, и Джонс сошел:

Я слишком интенсивно разогнался, выезжая из боксов. Динамика «турбины» напоминала дрэгстер, и такое ускорение повредило трансмиссию. Я до сих пор виню себя за это, понимая, что проиграл из-за своего стиля вождения. После схода Энди ушел в гараж и там плакал как ребенок. Я до сих пор чувствую себя виноватым перед ним, ведь машина сломалась по моей вине.
STP-Paxton Turbocar отличался ассиметричным дизайном. Фото: Youtube.com
STP-Paxton Turbocar отличался ассиметричным дизайном. Фото: Youtube.com

В гонке победил Эй Джей Фойт на автомобиле с поршневым двигателем и турбонаддувом. «Wooshmobile» проиграл гонку, но сумел встряхнуть мир Indy, положив начало короткому периоду турбокаров в Индианаполисе.

Прочитать полную версию этой статьи, узнать почему турбокары исчезли из гонок, а также принять участие в интерактивном голосовании вы можете перейдя по ссылке.