Найти тему

Архитектор, реставратор и декоратор Уильям Бёрджес

Английский интерьер XIX столетия, славившийся господством историзма и неизбежной эклектикой, и по сей день является бесконечным источником вдохновения для дизайнеров и любителей старины. К излюбленным стилистикам, бесконечно варьируемым британскими художниками интерьеров, относились неоренессансный и неоготический стили. Наибольшую разработку в теории и практике английских мастеров получил неоготический стиль. Одним из его ключевых идейных вдохновителей неоготической стилистики являлся британский архитектор, реставратор и декоратор Уильям Бёрджес (англ. William Burges; 1827-1881).

Уильям Берджес, неизвестный фотограф. Альбуминовый отпечаток, 1860-е гг. (Национальная портретная галерея).

У. Бёрджеса с детства влекла архитектура. Во время путешествия по странам Европы он знакомился с историческими архитектурными памятниками, где проникся любовью к готической архитектуре, в которой увидел основу будущего нового искусства. Любовь к готике Берджес пронес через всю жизнь, что находило отражение в спроектированных и построенных им зданиях. К числу наиболее известных его проектов относятся собор в Брисбене, Австралия (1859) и церковь Cвятого Финбарра в Корке, Ирландия (1862). Кроме того, Берджес возглавлял масштабные реставрационные в замке в Кардиффе (1865 г.), принадлежащего его другу маркизу Бьюту; позже - в замке Кох (1875—1881).

Однако наше внимание мы остановим на собственном доме Берджеса, построенном на

Мелбери-роуд в Кенсингтоне и названным им Tower House.

-2

Внушительный, асимметричный, четырехэтажный дом построен из ярко-красного кирпича с каменной отделкой, его выдающаяся коническая башня расположена между двумя основными крыльями этого компактного, но резко геометрического городского дома. Район проживания Берджеса был ключевым местом для художников в поздний викторианский период, и среди его соседей были художники Джордж Фредерик Уоттс (известный как «Английский Микеланджело») и Фредерик Лейтон, который стал президентом Королевской академии в 1874 году.

В собственном доме Берджес попытался выразить эстетику средневековья викторианским языком. Он начал проектировать дом в июле 1875 г. и был почти готов к 1878 г. Интересно, что каждой комнате в доме была дана тема, при этом самой роскошной комнатой стала гостевая спальня. Внимание к деталям и гармоничная интеграция искусства и архитектуры имело первостепенное значение для архитектора. В своих лекциях об искусстве, Берджес неоднократно делал акцент на том, что мебельное наполнение интерьера должно не только говорить о своей основной функции, но и рассказывать историю. Гости Tower House были поражены великолепием замка и ослеплены обилием цвета и деталей, а также захватывающей смесью истории и фантазии. Tower House был разработан, чтобы восхищать и развлекать обилием блестящих материалов, демонстрацией роскоши и культурными отсылками, взятыми из западных и восточных источников, в которых повествования Данте смешиваются с мифами и легендами из разных культур, а также с его собственными биографическими деталями. Посетителей дома встречала мозаика на полу с изображением любимого пуделя Берджеса, Пинки.

Tower House широко обсуждался в архитектурной прессе и в публикациях о викторианской эпохе, как до, так и после смерти Берджеса. Аксель Хейг, рисовальщик, к помощи которого Берджес часто обращался для многочисленных комиссий и конкурсов, создал множество подробных изображений Тауэрского дома для статьи в журнале «Архитектор» в 1880 году. Даже по стандартам викторианской готики дом считался одновременно восхитительно (и демонстративно) роскошным. Писательница по архитектуре и декоративно-прикладному искусству г-жа Хавейс назвала его «Дворцом Аладдина».

После смерти архитектора его друг и зять Ричард Пуллан опубликовал множество книг о творчестве Берджеса. Целью было не только сохранить память о Берджесе и почтить его достижения, но и сохранить его опыт и практику. В предисловии к одной из книг, он отметил свое желание, чтобы книга «предоставила свидетельство чудесной способности мистера Берджеса адаптировать готическую архитектуру к требованиям повседневной жизни без изменения или деградации ее характерных черт. Это также будет свидетельствовать о его глубоком знании стиля, его тщательном знакомстве с иконографией, большой разносторонности его гения и огромной силе воображения…». Книгу сопровождают 40 иллюстраций, включающих архитектурные планы и фотографии и акварели интерьеров, сделанные еще при жизни Берджеса. Фотографии передают наличие большого количества специфических деталей интерьеров: оригинальной мебели, предметов быта, росписей, текстильного убранства. Мебель, выполненная по проектам Берджеса, наполнена средневековым духом и аллегорическими сюжетами, и представляет собой комнаты в комнатах, ведущие к миниатюрным архитектурным фантастическим мирам.

 Умывальник, сделанный для гостевой комнаты в Tower House. Хранится: Музей Виктории и Альберта, Лондон
Умывальник, сделанный для гостевой комнаты в Tower House. Хранится: Музей Виктории и Альберта, Лондон
Графин, сделанный для Джеймса Николсона, 1865-66. Берджес разработал две похожие фляги для Tower House. Хранится:  Музей Виктории и Альберта, Лондон
Графин, сделанный для Джеймса Николсона, 1865-66. Берджес разработал две похожие фляги для Tower House. Хранится: Музей Виктории и Альберта, Лондон
Спалья Берджеса. Towel House
Спалья Берджеса. Towel House
Вид библиотеки
Вид библиотеки
Кабинет Ятмана, спроектированный Берджесом для Х. Г. Ятмана, с картинами Эдварда Джона Пойнтера. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Кабинет Ятмана, спроектированный Берджесом для Х. Г. Ятмана, с картинами Эдварда Джона Пойнтера. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
«Стол с предметами домашнего обихода»
«Стол с предметами домашнего обихода»