Найти тему
Юристика

Заявление о намерении предоставить банку денежные средства для исполнения его обязательств перед кредиторами

Недавно наткнулась на судебную практику по вопросу погашения обязательств кредитной организации третьим лицом.

Закон о банкротстве прямо предусматривает такую возможность и довольно подробно расписывает процедуру в статье 189.93.

Но что делать, если речь идет не о банкротстве, а о принудительной ликвидации кредитной организации?

Так в деле № А40-33253/2020 рассматривалось заявление ООО «Арастон» о намерении предоставить АО «АКБ «АПАБАНК» денежные средства для исполнения его обязательств перед кредиторами.

Отказывая в удовлетворении данного заявления суды первой, апелляционной инстанций и ВС РФ (отказывая в передаче на рассмотрение СКЭС ВС РФ кассационной жалобы) сослались на тот факт, что заявление о намерении предоставить денежные средства, достаточные для исполнения обязательств кредитной организации, не может быть удовлетворено, так как решение о признании банка банкротом не выносилось.

Вроде бы все логично: имущества у кредитной организации итак достаточно (иначе было бы банкротство), зачем кому-то их вносить?

Но все ли так однозначно?

Вот, например, у кредитной организации имеется имущество в виде квартир, находящихся в разных регионах страны. Квартир много, стоят они в общей сложности 500 млн. рублей. Реестр требований кредиторов на 200 млн. рублей. То есть, с учетом дисконта, на погашение реестра точно хватит.

Но! Их нужно оценивать, выставлять на торги и т.д. (а это не только время, но и расходы). Приходит третье лицо, да хоть один из учредителей, и говорит: «Зачем тратить столько времени и сил на реализацию имущества? Давайте я внесу денежные средства и мы быстро расплатимся со всеми кредиторами!». И волки сыты, и овцы целы.

Почему-то судебная практика пошла по другому пути. Разве нельзя в данном случае просто применить ст. 313 ГК РФ (исполнение обязательства третьим лицом), а не ссылаться, что нельзя применять ст. 189.93 Закона о банкротстве, так как нет банкротства? И вообще, почему нельзя применить ст. 189.93 Закона о банкротстве, если ст. 23.4 Закона о банках и банковской деятельности предусмотрено, что ликвидация кредитной организации осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для конкурсного производства, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом. В Законе о банках и банковской деятельности прямого запрета на погашение требований кредиторов третьим лицом я не нашла.

Видимо, в процедуре принудительной ликвидации не очень распространены ситуации, когда реестр кто-то желает погасить не из имущества кредитной организации, а иным способом, но, судя по принятым судебным актам в деле АО «АКБ «АПАБАНК», такая возможность вообще отсутствует.