Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Как выглядит проект объединенной европейской армии: от Шумана до Урсулы фон дер Ляйен и Борреля

23 мая глава европейской дипломатии Жозеп Боррель высказался в пользу создания единой объединенной армии Европейского Союза: «Новая среда безопасности демонстрирует, что ЕС должен взять на себя больше ответственности за собственную безопасность. Для этого нам нужны современные и совместимые европейские вооруженные силы».

Идея создания общей европейской армии (тогда проект назывался «Европейское оборонительное сообщество») уходит своими корнями аж в 1949 г., когда Франция, поддерживаемая США, предложила ФРГ и Италии интегрироваться в единую европейскую армию (это сделал министр иностранных дел Франции Роберт Шуман). Сделано это было не просто так, а из-за опасения Франции за свою гегемонию в послевоенной Западной Европе.

-2

Но некоторое время спустя французы сами же и отказались от своей якобы собственной инициативы. Дело в том, что США, только что сколотившие НАТО, мотивируя успешным испытанием в СССР атомной бомбы, предложили недавно появившейся Федеративной Республике Германии свои услуги по вооружению ее армии с перспективой дальнейшего вхождения нового государства в НАТО. Но милитаризация ФРГ не входила в планы Франции, справедливо остерегавшейся усиления своей соседки. В конечном итоге, в 1954 г., Франция отказалась от концепции ЕОС, не ратифицировав договор о его создании, а вместо этого в Европе остались американские войска как контингент НАТО, а через год в альянс приняли ФРГ.

В конце 50-х Советский Союз обрел возможность доставлять ядерные боезаряды к целям на территории США, что вынудило последние больше заботиться о собственной безопасности, а не о «защите» европейских союзников. Зная об этом, Франция, Италия и ФРГ заключили секретное соглашение о совместной работе по созданию ядерного оружия, которое должно было базироваться во Франции. Создав общеевропейскую атомную бомбу, к трехстороннему соглашению планировалось привлечь Великобританию, уже являвшуюся ядерной державой. Этот квартет должен был, по замыслу французов, стать базой для создания общеевропейских вооруженных сил.

Но вторая попытка проекта ЕОС потерпела поражение из-за возвращения в политику Шарля де Голля, который предпочел создавать собственную французскую атомную бомбу, а не общеевропейскую. Итальянцы в результате этого позволили американцам разместить на своей территории ракеты средней дальности «Юпитер», а затем США от имени НАТО выступили с инициативой создания МЯС, — многосторонних ядерных сил, стремясь объединить под своим контролем французское и британское ядерное оружие морского базирования. Генерал де Голль прочувствовал ситуацию и в 1966 г. вывел свою страну из военной организации НАТО, заявив для прессы, что он категорически против того, чтобы «немецкий генерал командовал французским солдатом». Нишу Франции тут же заняли США, чьи атомные подводные лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту бороздили восточную часть Атлантики и формально подчинялись европейскому командованию НАТО.

-3

Если отказ от создания общеевропейских вооруженных сил в 50-60- е годы был суверенной волей отдельного европейского государства, то в 90-е, когда та же Франция и Великобритания начали работу над совместными оборонными инициативами, не в меру инициативным союзникам погрозили пальчиком из-за океана: госсекретарь США в администрации Клинтона Мадлен Олбрайт напомнила, что за пределами НАТО подобные проекты осуществляться не должны. В декабре 2000 г. министр обороны США Уильям Коэн весьма прозрачно заявил: «В НАТО не будет фракции ЕС». В результате этого в Европе почти 20 лет о собственной армии даже не вспоминали.

-4

Три с лишним года назад эту тему поднял президент Франции Эммануэль Макрон: «США — наш исторический союзник и продолжает им быть. Но быть союзником — не значит быть вассалом. Мы не должны зависеть от них». Тогда Макрона поддержала Меркель, которая сослалась на риторику по отношению к ЕС администрации Трампа, требовавшего от европейских союзников по НАТО 2% от ВВП, закрепленных юридически. Трамп это делал в свойственной ему манере хозяина положения.

Осенью 2021 г.  о необходимости создания вооруженных сил ЕС высказалась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своей программной речи «О положении ЕС в 2021 году». По ее словам, «поспешное отступление» США и их союзников из Афганистана должно побудить Евросоюз набраться политической смелости для создания собственных вооруженных сил и их использования в урегулировании конфликтов.

-5

Теперь о создании общей европейской армии говорил Боррель перед началом специального саммита ЕС в Брюсселе, ссылаясь на то, что объединенной Европе важно уделять больше внимания собственной обороноспособности. Вполне возможно, что эта идея будет поддержана лидерами западноевропейских стран, прежде всего, «старых» членов Евросоюза. Но процесс будет длительным и очень непростым.

Текст: Александр Черный

Фото: фото из открытых источников