Экзотический мир Океании стал для Поля Гогена символом естественной гармонии жизни, воплощенной мечтой о первозданном рае. Здесь он провел свои последние годы и создал знаменитый цикл ярких таитянских картин. Ко дню рождения художника вспоминаем особенности работ этого периода и наиболее характерные произведения.
В поисках рая: таитянский период в жизни Гогена
Поль Гоген провел в Океании, на островах Французской Полинезии, больше десяти последних лет своей жизни, лишь однажды ненадолго вернувшись в Париж. Таити и Маркизские острова манили его экзотическими красками, дешевизной и идиллией естественной «первобытной» жизни. Именно здесь, среди буйства непривычных европейцу красок, Гоген создает самые значимые свои картины, наполнив их вневременными образами и символами. Признание придет к художнику лишь после его смерти.
Яркое воплощение экзотического мира
Яркие краски окружающей природы, буйная растительность, непривычные для европейца типажи, исполненные таинственности обряды и верования, даже простой быт островитян необыкновенно вдохновляли Гогена. Такова красочная бытовая сценка на картине «Женщина, держащая плод».
На заднем плане видны крытые соломой традиционные хижины, на переднем — молодая таитянка держит в руках крупный плод манго, вероятно, только что сорванный с дерева. Она напоминает первозданную Еву и воплощает мечты художника о потерянном рае, в котором человек получает все необходимое от природы, лишь протянув руку и сорвав сочный плод. Лейтмотивом сцены становится идея вечного ритма жизни, гармонии человека и природы. Чистые краски и декоративные цветовые пятна, нанесенные крупными мазками, подчеркивают экзотику обстановки и колорит тропических пейзажей.
Влияние античных культур
В Океании Гоген объединяет в живописи черты наивного и архаического искусства. В этом ему помогают мифологические образы античности, местные предания и верования.
У древних египтян художник берет неестественные позы: разные части тела одного человека чередуют рисунок в фас и профиль. На картине «Ее звали Вайраумати» напряженная поза Вайраумати, героини древнего маорийского мифа, соответствует канонам древнеегипетских барельефов, фотографии которых Гоген привез с собой. Он полагал, что именно в неразрывно связанных с природой древних традициях можно обнаружить основные законы бытия.
Родом из античности и красочная линейность картин Гогена, так называемый клуазонизм: художник словно отделяет цветовые плоскости друг от друга четко очерченными контурами. Гоген переносит на холст яркие краски экзотического для европейцев мира, почти не используя полутонов и уходя за границы реальности.
В «Сцене из жизни таитян» естественная жизнь племен воссоздается художником в индивидуальной манере: обобщенные цветовые пятна желтого, красного, синего и зеленых тонов рождают эффектную декоративность таинственного, вероятно, религиозного ритуала. Позы некоторых персонажей напоминают праздничную процессию с барельефов афинского Парфенона, передавая ощущаемую Гогеном общность древних культур.
Классическая европейская живопись и библейские мотивы
В работах таитянского периода прослеживается влияние классической европейской живописи и религиозной мифологии. Смешивая разные культурные пласты, художник пытается показать условность пространственных, временных и мифологических границ в сознании человека, стремится объединить художественный и духовный опыт всего человечества. Искусствоведы называют такое смешение в одном произведении нескольких сюжетов, мифом и образов «синтетизмом».
На картине «Жена короля» с обнаженной таитянкой проступают композиция и поза тициановской «Венеры Урбинской» и «Олимпии» Эдуарда Мане. Совпадают даже мелкие детали: композиционно значимые фигуры кошки и собаки в ногах красавицы Гоген заменяет на пару воркующих голубей. Само манговое дерево, под которым лежит королева — это библейское древо познания добра и зла, которое оплетает змей-искуситель. Гоген так описывал картину: «Обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье…».
Элементы символизма как способ объединения цивилизаций
Присутствуют в работах последнего, самого яркого в жизни Гогена периода и элементы символизма. При помощи легко считываемых современниками символов художник приближает к европейскому пониманию чуждый большинству его соотечественников экзотический мир Океании, объединяя европейскую цивилизацию с более архаичными традициями, верованиями и мифами тропического рая.
Программная картина «Сбор плодов» из бытовой зарисовки островной жизни перерастает в философское размышление о судьбе человеческого рода, о начале и конце жизни. Горизонтальная композиция объединяет четыре фигуры по образцу рельефов яванского храма, а сама картина разделена на две половины. В левой на золотом фоне фигуры трех женщин с цветами и плодами в руках символизируют юность, молодость и зрелость, то есть закольцованность человеческой жизни. Это изображение рая до грехопадения, которое символизирует срывание плодов с ветвей древа познаний добра и зла. В правой части картины изображена земля, на которой торжествует бесконечный цикл рождения и смерти: спящая собака символизирует смерть, а щенки рядом с ней — начало жизни. Склонившийся с вороного коня всадник также олицетворяет смерть или вечный сон.
Для справки:
Оригиналы таитянских работы Поля Гогена можно увидеть в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Банк ВТБ поддерживает эти музеи в рамках общебанковской программы «Культурная страна».