Найти тему
Алексей Атлетов

Конструкция самолёта. Элерон.

Элероны (рули крена) — аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла у самолётов. Элероны предназначены, в первую очередь, для управления углом крена самолёта, при этом элероны отклоняются дифференциально, то есть в противоположные стороны: для крена самолёта вправо правый элерон поворачивается вверх, а левый — вниз; и наоборот. Принцип действия элеронов состоит в том, что у части крыла, расположенной перед элероном, поднятым вверх, подъёмная сила уменьшается, а у части крыла перед опущенным элероном подъёмная сила увеличивается; создаётся момент силы, изменяющий скорость вращения самолёта вокруг оси, близкой к продольной оси самолёта.

Название «элероны» от французского, означающее «маленькое крыло», также относится к конечностям птичьих крыльев , используемых для управления их полетом. Впервые оно появилось в печати в 7-м издании франко-английского словаря Касселя за 1877 г., где в главном значении было «маленькое крыло».

Пилот перемещает элероны и пилотирует самолет, поворачивая штурвал влево или вправо.

Нежелательным побочным эффектом работы элеронов является неблагоприятный рыскание - момент рыскания в направлении, противоположном крену. Использование элеронов для поворота самолета вправо вызывает рыскание влево. Когда самолет катится, неблагоприятный рыскание частично вызывается изменением сопротивления между левым и правым крылом. Поднимающееся крыло создает повышенную подъемную силу, что вызывает повышенное сопротивление . Опускающееся крыло создает пониженную подъемную силу, что снижает индуцированное сопротивление. Сопротивление профиля, вызванное отклоненными элеронами, может еще больше усилить разницу, наряду с изменениями векторов подъемной силы, когда один вращается назад, а другой вращается вперед.

-2

Впервые элероны появились на моноплане, построенном новозеландским изобретателем Ричардом Перси в 1902, однако самолёт совершал только очень короткие и неустойчивые полёты. Первый самолёт, который совершил полностью управляемый полёт с использованием элеронов, был самолёт 14 Bis, созданный Альберто Сантос-Дюмоном. Ранее элероны заменяла деформация крыла, разработанная братьями Райт.

Кстати авария экспериментального самолёта Ил-112В в 2021 имеет одну из версий потери управляемости самолёта, связанная с тем, что из-за высокой температуры расплавилась тяга элерона.