Найти тему

Докириллическая письменность

В общепринятой историографии славяне предстают отсталым, диким народом, не имевшем своего письма до глаголицы. Во всяком случае, как утверждает современная официальная "наука", до сих пор не найдено ни одного исторического артефакта, свидетельствующего об обратном.

Однако “историки”, замутнившие свои взоры паршивым академизмом, игнорируют исторические свидетельства, которые прямо указывают на то, что славяне овладели письмом до того, как им в этом "помогли" греческие миссионеры. Стоит вспомнить свидетельства арабских историков и путешественников, византийские и европейские хроники, жития святых, археологические находки.

Так например, арабский историк Ибн Фадлан пишет о русах следующее: “Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились”. Интересно, чем же славяне могли писать имена умерших в 922 году (именно тогда и произошли описываемые события), если кириллица в качестве алфавита была принята на Руси только в момент после крещения в 10-11 веках, а глаголица использовалась в особо редких случаях?

Башчанская плита. Глаголица
Башчанская плита. Глаголица

Титмар Мерзебургский, немецкий хронист 10 века описывал надписи на идолах внутри храма Радегаста в городе Радогост (Ретра, Ридегост, Радогощ): “Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид”.

В житии св. Кирилла написано следующее: “Обрѣте же тѹ еуаггелиѥ и псалтирь, рѹсьскими письмены писано, и человѣка обрѣть, глаголюща тоѩ бесѣдою, и бесѣдова съ нимъ, и силу рѣчи приимь, своѥй бесѣдѣ прикладаѩ различьнаѩ письмена гласнаѩ и съгласнаѩ, и къ Богѹ молитву творѧ, въскорѣ чести и съказати, и мънози дивлѣаху, Бога хвалѧше”. Из данного текста следует, что славяне (в момент описываемых событий Кирилл находился в Херсонесе) уже владели своей письменностью и даже Евангелием на её основе. Данное житие, к слову, ныне хранится в Рыльском монастыре, но почему-то игнорируется академическими “историками”.

Черноризец Храбр в “Сказании о письменах” пишет о том, что славяне писали и гадали чертами и резами: “Прѣжде ѹбо словѣне не имѣхѫ книгъ. нѫ чрътами и рѣзами чьтѣхѫ и гатаахѫ погани сѫще. кръстивше же сѧ. римьсками и гръчьскыми писмены. нѫждаахѫ сѧ словѣнскы рѣчь безъ устроениа”. Возможно, он описал т. н. славянские руны (по аналогии с болгарскими), которые анты, венеды и склавины (древние славянские народы), вероятно, позаимствовали у древних германцев или кельтов.

"Сказание о письменах" Черноризца Храбра
"Сказание о письменах" Черноризца Храбра

Также в русско-византийском договоре 911 года содержится информация о письменных завещаниях русов, проживавших в столице Византии Царьграде: “О работающих въ Грѣцѣхъ руси у хрестьяньского цесаря. Аще кто умреть, не урядивъ своего имѣнья, ци и своихъ не имать, да възратить имѣнье к малымъ ближикамъ в Русь. Аще ли створить обряжение таковый, възмет уряженое его, кому будеть писалъ наслѣдити имѣнье его, да наслѣдит е”. Это упоминание в очередной раз свидетельствует, что у славян уже на тот момент существовала письменность.

Помимо вышеуказанных источников есть и большое множество других. Можно вспомнить свидетельства персидского историка Фахр-и Мудаббира, арабского историка Аль-Масуди, Ибн ан-Надима, также подобные свидетельства можно почерпнуть из жития Мефодия. Есть достаточно много археологических находок с нерасшифрованными письменами, которые относятся к древним славянам. Среди них Гнёздовская надпись, Алекановская надпись, свинцовая печать с Десятинной церкви в Киеве, множество надписей на рёбрах животных. Перечислять все их можно долго, в чём особой необходимости нет, ибо вышеперечисленных свидетельств вполне достаточно для того, чтобы доказать наличие письменности у славян до принятия христианства.

Но даже если вам мало и этого, то приведу собственные рассуждения. Неужели вы думаете, что славяне, контактируя со множеством культур, не обзавелись собственной письменностью? Они жили по соседству с германцами и кельтами, а позже с византийцами. Потому они вполне могли позаимствовать у тех же германцев или кельтов руны и адаптировать под свой язык.

Надпись с использованием болгарского рунического алфавита
Надпись с использованием болгарского рунического алфавита

Государство Русь образовалось более чем за столетие до крещения. Её территории раскинулись от Варяжского до Чёрного моря, аккурат между Скандинавией и Византией. Ни одно государство не может полноценно существовать без торговли. А через Русь как раз проходили значимые торговые пути (как например, путь “из варяг в греки”, который известен каждому школьнику). По этим путям проходили торговцы и купцы, представители разных культур, а торговля невозможна без письменности, ибо надобно вести учёт всего, что прибыло и убыло, заключать договоры и соглашения. Более того, было нужно как-то поддерживать связь между городами и издавать хоть какое-то подобие законов и княжеских указов, для чего также используется письмо.

Почему же до нас дошло так мало археологических свидетельств о докириллической письменности? Ответ достаточно прост. В большинстве своём славяне в качестве материала для письма использовали кору берёзы (бересту), которая достаточно легко разлагается в течение длительного времени под воздействием окружающей среды. Но не стоит забывать и причину политическую. Новая власть в лице клерикальной церковной верхушки, решив покончить с язычеством оконочтально (так сказать, окончательное решение языческого вопроса), уничтожила большую часть письменных источников с докириллическим письмом, поскольку в тех прямо или косвенно упоминались языческие божества, от которых христианская церковь хотела избавиться полностью.

Евгений Штыров. "Попрание древнерусских богов"
Евгений Штыров. "Попрание древнерусских богов"