Почему Вениаминов город Гива изображается как еще один Содом — и кто такой анонимный левит из Ефрема, прибывший туда со своей наложницей?
История наложницы в Гиве
Действие происходит во времена, «когда не было царя в Израиле». Книга Судей 19–21 повествует о левите, который идет из Ефрема в Вифлеем, чтобы вернуть свою наложницу, сбежавшую в дом своего отца. Отец наложницы встречает своего зятя обильным гостеприимством, угощая его в течение четырех дней, прежде чем пара отправилась в обратный путь.
На обратном пути левит намеревается остановиться в Иевусе (то есть в Иерусалиме в то время, неизраильском городе), но вместо этого направляется в Гиву Вениаминову, израильский город. Никто, кроме пожилого ефремлянина (т.е. не вениамитянина), которому случилось жить в Гиве, не принимает их, предостерегая от ночевки на площади. Не успела пара поселиться, как горожане окружили дом, требуя, чтобы левит вышел, чтобы они могли «познать» его.
Сравнение с историей Содома
Есть ряд поразительных параллелей между этой сценой и печально известным повествованием в Бытие 19 о Лоте и его дочерях в Содоме:
Наложница в Гиве
(Судей 19:22-23)
Дочери Лота в Содоме
(Бытие 19:4-8)
…וְהִנֵּה אַנְשֵׁי הָעִיר אַנְשֵׁי בְנֵי בְלִיַּעַל נָסַבּוּ אֶת הַבַּיִת מִתְדַּפְּקִים עַל הַדָּלֶת וַיֹּאמְרוּ אֶל הָאִישׁ בַּעַל הַבַּיִת הַזָּקֵן לֵאמֹר הוֹצֵא אֶת הָאִישׁ אֲשֶׁר בָּא אֶל בֵּיתְךָ וְנֵדָעֶנּוּ.
וַיֵּצֵא אֲלֵיהֶם הָאִישׁ בַּעַל הַבַּיִת וַיֹּאמֶר אֲלֵהֶם אַל אַחַי אַל תָּרֵעוּ נָא אַחֲרֵי אֲשֶׁר בָּא הָאִישׁ הַזֶּה אַל בֵּיתִי אַל תַּעֲשׂוּ אֶת הַנְּבָלָה הַזֹּאת.הִנֵּה בִתִּי הַבְּתוּלָה וּפִילַגְשֵׁהוּ אוֹצִיאָה נָּא אוֹתָם וְעַנּוּ אוֹתָם וַעֲשׂוּ לָהֶם הַטּוֹב בְּעֵינֵיכֶם וְלָאִישׁ הַזֶּה לֹא תַעֲשׂוּ דְּבַר הַנְּבָלָה הַזֹּאת.
… וְאַנְשֵׁי הָעִיר אַנְשֵׁי סְדֹם נָסַבּוּ עַל הַבַּיִת … וַיִּקְרְאוּ אֶל לוֹט וַיֹּאמְרוּ לוֹ אַיֵּה הָאֲנָשִׁים אֲשֶׁר בָּאוּ אֵלֶיךָ הַלָּיְלָה הוֹצִיאֵם אֵלֵינוּ וְנֵדְעָה אֹתָם.
וַיֵּצֵא אֲלֵהֶם לוֹט… וַיֹּאמַר אַל נָא אַחַי תָּרֵעוּ. הִנֵּה נָא לִי שְׁתֵּי בָנוֹת אֲשֶׁר לֹא יָדְעוּ אִישׁ אוֹצִיאָה נָּא אֶתְהֶן אֲלֵיכֶם וַעֲשׂוּ לָהֶן כַּטּוֹב בְּעֵינֵיכֶם רַק לָאֲנָשִׁים הָאֵל אַל תַּעֲשׂוּ דָבָר
И вот городские люди, никчемные люди, окружили дом, стучали в дверь и сказали человеку, пожилому хозяину дома: « Выведи человека, пришедшего в твой дом, чтобы мы могли узнать его!»
И вышел к ним человек, хозяин дома, и сказал им: нет, братья мои, не поступайте ужасно с этим человеком, который пришел в мой дом; не делай эту мерзость. Вот моя дочь-девственница и его наложница позвольте мне их вывести. Унижайте их и делайте с ними, что хотите, но с этим человеком не делайте этого гнусного дела !»
И жители города Содома окружили дом … и воззвали к Лоту и сказали ему: «Где люди, пришедшие к тебе сегодня ночью? Выведи их к нам, чтобы мы могли их познать!»
И Лот вышел к ним … И сказал : «Пожалуйста, не поступайте ужасно, братья мои. Вот, пожалуйста, у меня две дочери , которые не знали мужчину. Позвольте мне вывести их к вам, чтобы вы могли делать с ними все, что пожелаете. Только не делайте ничего этим людям!»
Помимо использования похожего языка, истории имеют следующие основные сюжетные моменты:
- И ангелы в Бытие 19, и пара в Судей 19 приходят ночью;
- В обоих текстах их воспринимает только тот, кто является «неместным»;
- Мужчины каждого города предъявляют почти одинаковые требования к гостю (гостям) мужского пола;
- В обоих текстах хозяева ночлега просят мужчин «не совершать такого зла» (אַל תָּרֵעוּ);
- Оба мужчины предлагают толпе двух женщин вместо мужчины/мужчин.
Дочь-девственница старика: слепой мотив
При определении характера отношения между двумя текстами полезно учитывать, нет ли в них «слепых мотивов», т. е. деталей, которые в одном тексте имеют смысл, а в другом являются излишними. В этом случае, хотя пожилой мужчина в Судей 19 предлагает свою дочь толпе, берется только наложница, а дочь больше никогда не упоминается. Напротив, две дочери Лота играют решающую роль в дальнейшем, когда они рождают предков Моава и Аммона.
Таким образом, большинство приходит к выводу, что 19-я глава Судей зависит от 19-й главы Бытия. С помощью этого намека крайне негативные ассоциации, связанные с жителями Содома, переносятся на жителей Гивы.
Расчленение наложницы
История наложницы заканчивается душераздирающей сценой: мужчины Гивы издеваются над женщиной всю ночь, пока она, наконец, не возвращается в дом пожилого мужчины и не теряет сознание у входа. К тому времени, когда левит встает и находит ее, она уже на грани смерти. Мужчина кладетт ее на осла, направляется домой, а затем разрезает женщину на двенадцать частей, рассылая их по всему Израилю.
Хотя части тела не сопровождаются никакой вестью, израильтяне объединяются для войны. Это единственное преступление приводит к массовой битве против вениаминитян, в которой племя почти уничтожено (Судей 20).
Судьи 19 как литература
Как преступление против одинокой женщины могло спровоцировать массовую межплеменную войну? И почему этот текст так близко соответствует истории Лота и его дочерей?
Явно литературный характер книги Судей 19 с ее анонимными персонажами, прямой речью и фольклорным повторением указывает на то, что эту конкретную историю следует читать и интерпретировать как литературу, но что она пытается сказать? Текст оставляет нам ряд подсказок.
Противопоставление столиц Саула и Давида
Как заметили ученые, топонимы в Книге Судей 19–21 совпадают с известными топонимами Саула и Давида. В то время как места, связанные с Давидом, изображаются в положительном или нейтральном ключе, все те, что связаны с Саулом, имеют отрицательное значение.
Таким образом, левит получает большое гостеприимство в Вифлееме Иудейском (родном городе Давида ) и отказывается останавливаться в Иевусе (Иерусалиме, будущей столице Давида).
שופטים יט: יא הֵם עִם יְבוּס וְהַיּוֹם רַד מְאֹד וַיֹּאמֶר הַנַּעַר אֶל אֲדֹנָיו לְכָה נָּא וְנָסוּרָה אֶל עִיר הַיְבוּסִי הַזֹּאת וְנָלִין בָּהּ. יט:יב וַיֹּאמֶר אֵלָיו אֲדֹנָיו לֹא נָסוּר אֶל עִיר נָכְרִי אֲשֶׁר לֹא מִבְּנֵי יִשְׂרָאֵל הֵנָּה וְעָבַרְנוּ עַד גִּבְעָה.
Суд 19:11 Так как они были недалеко от Иевуса, и было уже достаточно поздно, то слуга сказал своему господину: пойдем в этот город Иевусеев и переночуем в нем. 19:12 Но господин его сказал ему: мы не пойдем в город пришельцев, которые не из Израиля, а пойдем в Гиву.
Таким образом, левит настаивает на том, чтобы отправиться в Гиву (столицу Саула ), где мужчины оказываются жестокими насильниками, подобными жителям Содома.
Иавис галаадский
В конце истории, после победы в войне с Вениамином, израильтяне начинают сожалеть о том, что Вениамин, племя Израиля, находится на грани исчезновения (Суд. 21:6). Однако израильтяне столкнулись с затруднительным положением: по-видимому, они дали клятву, когда собрались на битву в Массифе, обещая не отдавать ни одну из своих дочерей в жены вениамитянам (21:1). Чтобы решить эту дилемму, они спрашивают, не было ли того, кто отсутствовал на встрече колен в Массифе (решение, наказуемое смертью).
Как оказалось, в присяге не участвовал никто из Иависа галаалского, города в Трансиордании. Затем израильтяне убивают всех в Иависе галаадском, включая детей и большинство женщин (тревожно ироничный шаг, учитывая, что конфликт был спровоцирован возмущением по поводу неправомерной смерти женщины). Только девственницы выживают в этой резне, и их отдают в жены вениамитянам (Суд. 21:7-14).
Включение Иависа галаадского в эту историю имеет большое значение, поскольку именно этот город Саул спас во время своей первой военной кампании (1 Царств 11), и именно жители Иависа галаадского тайно вернулись за телами Саула и его сыновей, чтобы сжечь их и избежать дальнейшего осквернения (1 Цар. 31:11-13).
На самом деле, расчленение женщины левитом в конце 19-й главы книги Судей близко перекликается со сценой в 1 Царств 11:1-11, где в ответ на бедственное положение Иависа галаадского, Саул берет пару волов и разрубает животных на части, которые затем рассылает по Израилю.
Саул и Иавис галаадский
(1 Царств 11:7)
Левит и наложница
(Суд 19:29)
וַיִּקַּח צֶמֶד בָּקָר וַיְנַתְּחֵהוּ וַיְשַׁלַּח בְּכָל גְּבוּל יִשְׂרָאֵל בְּיַד הַמַּלְאָכִים
וַיִּקַּח אֶת הַמַּאֲכֶלֶת וַיַּחֲזֵק בְּפִילַגְשׁוֹ וַיְנַתְּחֶהָ לַעֲצָמֶיָTָ לִשְׁנֵים עָשָׂר נְתָחִים וַיְשַׁלְּחֶהָ גְּב גְּבוּל יִשְׂרָאֵל .
Он взял пару волов , разрезал их на куски и разослал с гонцами по всей территории Израиля.
… [Он] взял нож, схватил свою наложницу и разрезал ее по конечностям на двенадцать частей. Он послал их по всей территории Израиля.
В истории Саула он отправляет сообщение:
שמואל א יא:ז אֲשֶׁר אֵינֶנּוּ יֹצֵא אַחֲרֵי שָׁאוּל וְאַחַר שְׁמוּאֵל כֹּה יֵעָשֶׂה לִבְקָרוֹ
1Цар 11:7 Кто не пойдет за Саулом и Самуилом, так поступят с волами его!
Учитывая, что в Книге Судей 19 отсутствует сопроводительное сообщение, а в 1 Царств 11:1-11 содержится разумный и гораздо менее ужасный призыв к битве, кажется, что 19-я глава Судей снова является литературным текстом, использующим элементы из 1 Царств.
Высмеивая Саула
Этот набор ссылок в пользу Давида и против Саула в Книге Судей 19–21, включая наглую попытку высмеять положительный рассказ о Сауле, таким образом, сопоставим с 1–2 Царств, которые являются очень тенденциозными, превозносящими Давида над Саулом.
Это предубеждение против Саула и в пользу Давида еще более явно выражено в Паралипоменонах, в которых сохранилось только одно описание смерти Саула, прежде чем подробно описывалось царствование Давида. Деспотический характер предвзятости предполагает, что фигура Саула все еще была силой, с которой нужно считаться во время написания этой (поздней) книги.
И все же, хотя мы ожидаем этой полемики в книгах Самуила или в Паралипоменонах, что она делает в книге Судей, учитывая, что эта книга расположена во времена «до царей»? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть некоторые менее очевидные детали в Судей 19–21. Это приводит нас к началу книги Самуила.
Связи между Судьями 19–21 и 1 Царств 1
- Почему Саул «заместитель» в конце книги Судей изображен как левит от Ефрема?
- Почему у этого мужчины есть наложница (жена с более низким статусом), а не полноценная жена?
- Почему левит идет в «Дом ЯХВЕ» (Суд. 19:18), что, безусловно, является анахронизмом в этот период?
- Почему левит думает остановиться в Раме (Суд. 19:13), прежде чем отправиться в Гиву?
- Почему жен берут из двух мест: выживших девушек из Иависа галаадского и танцовщиц из Силома?
Причины этих подробностей, возможно, кроются в неожиданном источнике: 1 Царств 1.
Рождение Саула, а не Самуила?
В более ранней форме 1 Царств 1 повествует о рождении Саула, а не Самуила. В этом рассказе каждый год Елкана и две его жены путешествуют в Силом, и в одном из таких случаев Анна молча молится ЯХВЕ, и ее желание исполняется: она зачинает сына и называет его Самуилом. Как ни странно, однако, все каламбуры с именем мальчика обыгрывают имя Саул:
Анна дает имя своему сыну (ст. 20)
וַתִּקְרָא אֶת שְׁמוֹ שְׁמוּאֵל כִּי מֵיְהוָה שְׁאִלְתִּיו .
Она назвала его Самуилом, потому что « я позаимствовала его (саул) у ЯХВЕ».
Анна посвящает своего сына в храм (ст. 27-28)
אֶל הַנַּעַר הַזֶּה הִתְפַּלָּלְתִּי וַיִּתֵּן יְהוָה לִי אֶת שְׁאֵלָתִי אֲשֶׁר שָאַלְתִּי מֵעִמּוֹ. וְגַם אָנֹכִי הִשְׁאִלְתִּהוּ לַי-הוָה כָּל הַיָּמִים אֲשֶׁר הָיָה הוּאשָׁאוּל לַי-הוָה.
Именно за этого мальчика я молилась, и ЯХВЕ исполнил (саул) мою просьбу. И теперь я одолжила его (саул) у ЯХВЕ. Пока он жив, он одолжен (саул) у ЯХВЕ.
Последний пример наиболее поразителен, поскольку пассивное причастие שאול («одолженное») идентично имени Саула. Таким образом, есть все основания полагать, что изначально в этой истории описывалось чудесное рождение Саула.
Больше подробностей о Сауле в «Истории наложницы»
Если автор Судей 19–21 знал 1 Царств 1 как историю Саула, эти некоторые детали начинают обретать смысл. Автор, кажется, знает (и высмеивает) два конкурирующих происхождения Саула: одно как священника из Ефрема (теперь история Самуила), а другое как человека, связанного с Гивой Вениаминовой.
Рама-Раматаим. Подобно тому, как Элькана родом из Раматаим-Ефрема, левит из Ефрема и рассматривает возможность остановки в Раме (Раматаим), прежде чем остановиться в Гиве.
שופטים יט: יג וַיֹּאמֶר לְנַעֲרוֹ לְךָ וְנִקְרְבָה בְּאַחַד הַמְּקֹמוֹת וְלַנּוּ בַגִּבְעָה אוֹ בָרָמָה.
Суд 19:13 Он сказал своему слуге: пойдем, подойдем к одному из тех мест и переночуем или в Гиве, или в Раме.
Гива и Рама — два родных города Саула в двух конкурирующих повествованиях (1 Цар. 1:1, 10:26).
Дом ЯХВЕ. Представление мужчины как левита, направляющегося в «Дом ЯХВЕ» (ואת בית י-הוה; Судей 19:18), отражает посвящение мальчика храму в Силоме (1 Царств 1: 24), который также называют «Дом ЯХВЕ». Существует версия, что, собственно такие мальчики, посвященные храму, назывались саулами, то есть одолженными, таким образом Саул не имя а скорее социальный статус: храмовый прислужник.
Силом. Обстановка в Силоме также объясняет кражу жительниц Силома в Суд. 21: 15–25.
Наложница в Гиве: предыстория повествования о «рождении Саула [Самуила]»
Таким образом, рассказ, которым завершается книга Судей, представляет собой не столь завуалированную критику Саула, фигуры, которая, как считалось, была связана с Рамой, Домом ЯХВЕ в Силоме, жителями Гивы и Иавеса галаадского. Изображая Саула как неуклюжего левита из Ефрема, который в конечном итоге расчленяет свою наложницу, автор Судей 19 высмеивает ключевые положительные повествования Саула (1 Царств 1, 1 Царств 11: 1–11 и 2 Царств 21: 1-14), которые были хорошо известны.
Время ". . . Когда в Израиле не было царя. . ».
Возможно, что на ранней стадии передачи книги Судей 19–21 не только знали эти тексты Саула, но и распространяли их как независимый антисауловский памфлет. Однако в какой-то более поздний момент, когда эти сборники приобрели форму, Книга Судей 19–21 была отделена от материала Саула и добавлена в конец книги Судей, а история рождения Саула была переименована в историю Самуила и добавлена к началу Самуила.
Тем не менее, ориентированный на монархию рефрен в Книге Судей 19–21 в сочетании с изобилием очевидных и тонких ориентиров истории выдает ее озабоченность Саулом и Давидом — озабоченность, которая, несомненно, была бы ясна для ее первой аудитории.