В одно прекрасное утро мне звонит с незнакомого номера мужчина и спрашивает: "Узнал?".
Я решил, что это мой двоюродный брат из Москвы. Голос был похож, но весьма отдаленно. Я спрашиваю:
- Костя, это ты?
- Да, - говорит, - это я. Запиши, мой новый номер. Я еду к тебе. Ты только не говори никому, хочу сделать сюрприз.
Мы поговорили о жизни, и я тогда не придал значения, но на большинство вопросов, типа “Как ты?”, он отвечал односложно. Я спросил:
- Что у тебя с голосом? Ты как-будто на себя не похож.
Он ответил, что приболел.
В моей голове рисовалась картинка, что это действительно мой брат, он едет ко мне. И я радовался, что мы скоро увидимся.
Через несколько часов он снова позвонил и сказал, что его тормознули гаишники за серьезное нарушение, теперь ему грозит лишение прав. В этот момент я насторожился. ведь раньше у моего брата прав не было, и машину он не водил. В ответ на мой вопрос, он сказал, что выучился и купил подержанный Хёндай.
Он объяснил, что договорился на взятку с гаишником, но тот требует перевести 20 тысяч рублей на какую-то левую карту. У брата же были только наличные, но он обещал: как только приедет, все отдаст.
Я уже зашел в мобильное приложение, начал вносить данные карты для перевода, мне оставалось нажать одну кнопку, и тут у меня включилось критическое мышление. Я подумал: а кому я перевожу деньги, и почему я не перезвонил брату, чтобы выяснить он это или не он?
Оказалось, что Костя в Москве, никуда не едет, прав у него по-прежнему нет, и машину он не покупал.
Я понял, что это был мошенник, и начал анализировать, почему я чуть не перевел внушительную сумму не понятно кому.
Он дал мне самому определить, с кем я разговариваю. И когда я идентифицировал голос, я сам поверил в то, что это мой брат.
Он строил диалог так, что в большинстве случаев на вопросы отвечал именно я. Это позволило ему узнать о наших отношениях с Костей и в разговоре оперировать этой информацией.
НЛП и социальная инженерия
По оценкам Сбербанка, против россиян сегодня работают около 150 — 170 преступных колл-центров, в каждом из которых по 30 — 40 человек.
Мошенники хорошо разбираются в психологии и знают, как втереться человеку в доверие. Они многократно отрабатывают одну и ту же схему, говорят спокойным, убедительным голосом и используют особые психологические приемы, в том числе нейро-лингвистическое программирование.
Например, в описанной выше истории был использован метод социальной инженерии. Человек сам дает информацию злоумышленнику, на ее основании строится дальнейший диалог и выуживаются необходимые данные.
Часто используется эффект неожиданности. Мошенники придумывают такую ситуацию, в которой деньги нужны срочно для спасения близкого человека, иначе случится непоправимое.
Кроме того, подстраивают манеру речи под собеседника и вовлекают его в нестабильное эмоциональное состояние.
Так что будьте бдительны, включайте критическое мышление и не бойтесь прервать разговор, если что-то в нем кажется вам подозрительным.