Советы от клинического психолога компании ODNAVOLNA
Летние каникулы начались, а значит свободного времени у детей стало больше. На что они его потратят? Уверены, в списке между поездкой на дачу, купанием и прогулками прочную позицию займут гаджеты.
Игры на смартфоне, компьютере и приставках, соцсети, TikTok, блогеры на YouTube… мир по ту сторону черного зеркала многогранный и манящий.
Родители, у которых было другое (по их мнению — «настоящее») детство часто врываются в пространство ребенка с комментариями:
- «Да отложи ты этот телефон, иди пообщайся с живыми людьми»
- «Что там так долго можно смотреть?»
- «Отупеешь совсем за своим компьютером, на двойки скатился»
- «Я сейчас разобью твой телефон, будешь с кнопочным ходить»
Делают они это, конечно, из лучших побуждений, ведь кажется, будто это увлечение приносит только вред. Но так ли это на самом деле? Как понять, что у ребенка зависимость от гаджетов? Как исправить ситуацию и сохранить хорошие отношения?
Ответы на эти вопросы ищем вместе с нашим клиническим психологом, которая уже более 20 лет работает с детьми, взрослыми и семьями.
Как дети попадают в ловушку гаджетов?
Казалось бы все просто — современные дети рождаются в мире, где уже есть смартфоны, компьютеры, игровые консоли. Их называют поколение digital natives.
Представьте, вокруг все обсуждают новый эпизод шоу на YouTube, клип популярного исполнителя, игру, прохождение которой выложил известный стример. Если ребенок не видел все это, он чувствует оторванность от коллектива. То есть мир технологий — их привычная обстановка, без которой дети будут вне контекста своей социальной группы. А желание быть ее частью, кстати, определено эволюцией.
Но на деле ловушка захлопывается с двух сторон. Есть еще один факт, с которого все начинается: многим родителям «выгодно», когда ребенок сидит на месте и не мешает.
С раннего детства малышу включают мультики, чтобы он не капризничал, спокойно поел или дал подстричь ногти. Казалось бы мелочи (и мы ни в коем случае никого не осуждаем!), но это только первый шаг.
Чуть ребенок подрастает и к мультикам добавляются игры на телефоне, чтобы тихо сидел в очереди в больнице или не шумел в автобусе по дороге к бабушке. А еще — телефоны помогают детям самостоятельно осваивать счет, алфавит, иностранный язык. Так, сам родитель вкладывает в руки ребенка гаджет, формируя привычку.
И как же все это влияет на ребенка?
Роспотребнадзор отмечает, что зависимость от гаджетов способствует агрессивности, стимулирует другие формы зависимого поведения и отрицательно влияет на здоровье (нарушается осанка, страдает сердечно-сосудистая система, зрение и т.д.).
К тому же проводится множество исследований о влияния цифровой среды на психическое развитие. Ученые по всему миру изучают этот вопрос с самых разных сторон, поэтому пока что составить единую картину очень сложно. Но вот несколько примеров.
Канадские ученые с 2016 года проводят долгосрочное исследование влияния гаджетов на мозг детей от 8 до 11 лет. Они уже подтвердили, что дети, которые проводят перед экранами в среднем 3,6 часов в день, хуже справляются с тестами на память, мышление и с языковыми тестами.
Российские исследователи тоже пришли к выводу, что из-за раннего использования гаджетов замедляется развитие высших психических функций (речь, внимание, память, мышление). Проявляться последствия начинают в школьные годы, когда становится заметна пониженная готовность к обучению, саморазвитию и творческой деятельности.
То есть все современные нейроисследования сходятся в одном: чрезмерное использование гаджетов может нанести вред неокрепшей детской психике.
То есть все плохо и никакой пользы?
Конечно, нет! Мир не делится на черное и белое. В повсеместной цифровизации и приобщению к ней детей есть свои плюсы. Например, ученые из Университета Колорадо обнаружили, что школьники, проводящие много времени за экраном, склонны к формированию более широкой сети социальных контактов. Это укрепляет отношения между сверстниками (помните, мы в начале статьи говорили о том, что гаджеты — часть социализации?).
К тому же расхожее мнение, что гаджеты плохо влияют на оценки, тоже опровергнуто: существенной связи исследователи не нашли.
А еще подростки часто обучаются в интернете полезным навыкам. Гаджеты открывают двери в современный мир науки, техники и знаний, на которых строится современный профессиональный рынок. Это поможет в будущем найти высокооплачиваемую работу. То есть можно говорить, что дело не в самом увлечении гаджетами, а в смысле, который ребенок в это вкладывает.
Но тем не менее, когда речь идет о зависимости, польза не перевешивает вред.
Как понять, что формируется зависимость?
Если гаджеты занимают все сознание ребенка, можно говорить, что формируется зависимость. Распознать ее, говорит наш клинический психолог, можно по следующим признакам:
- общение со сверстниками на минимуме,
- ребенку сложно выдержать оговоренный регламент времени,
- он не способен без напоминаний закончить игру,
- у него портится настроение, если заканчивается выделенное время,
- торгуется за право взять гаджет, обижается и капризничает, если не разрешают,
- постоянно требует денег на игровое обновление и аксессуары для компьютера или игры,
- нарушает режим для: поздно ложится, отказывается от еды в пользу времени с гаджетом,
- настроение становится лучше, а активность повышается только во время игры,
- часто обсуждает игры (новые достижения, награды и победы), но при этом раздражается при необходимости говорить о других сферах жизни,
- не проявляет интереса к другим занятиям.
Родители должны устанавливать границы, мониторить процесс и отслеживать эти признаки, чтобы вовремя вмешаться. Так что если вы несколько раз ответила «да» на что-то из нашего списка, пора задуматься.
Ой, кажется у нас есть проблемы. Что делать?
В первую очередь — ограничить время использования гаджета. НЕ отобрать и НЕ запретить. Это не решит проблему и испортит отношения. В этой борьбе нужно действовать комплексно, аккуратно, но решительно. Вот несколько практических советов:
- Скорректировать стиль воспитания. Часто ребенок уходит в гаджеты, когда ему некомфортно дома или есть проблемы в школе. Необходимо выяснить причину и устранить ее. Это могут быть конфликты, непонимание, недостаток внимания или нехватка эмоций.
- Организовать досуг ребенка таким образом, чтобы он был интереснее гаджета. Да, потребуется ваше время и силы, но иначе никак. Здесь лучше сделать большой акцент на социализации ребенка. Живое общение намного интереснее, чем онлайн. Просто нужно показать это.
- Совместно разработать режим дня ребенка. Ключевое тут — совместно. Нельзя действовать директивно, ребенок тоже должен принимать решение о допустимом тайминге для развлечений и учебы.
- Следить за тем, чтобы контент соответствовал возрастному развитию ребенка. Можно использовать функцию «Родительский контроль» или делать это лично. Кстати, живой интерес к тому, чем занимается ваш ребенок, поможет наладить отношения и лучше понять его.
- Если вы сами проводите много времени с телефоном, ребенок будет копировать поведение. Так что полезно показывать собственным примером, как с пользой можно использовать гаджеты и какая есть альтернатива.
- Если ребенку сложно соблюдать договоренности, нужно направить его энергию в мирное русло. Например, найти специализированные курсы или репетитора, который научит грамотно использовать компьютер для интеллектуального развития и зарабатывания в дальнейшем.
И помните: самый ценный ресурс — время. Родители не должны обменивать его на гаджеты. Ведь только искренний интерес, общение, внимание и любовь со стороны значимых взрослых, совместные игры и интересные занятия помогут ребенку не привыкнуть к гаджетам. Мягко корректируйте поведение и сами подавайте хороший пример. Тогда в вашей семье будет гармония без угнетающего флера зависимости.
А как в вашей семье обстоят дела с гаджетами? Делитесь в комментариях и не забывайте подписываться на наш канал. ODNAVOLNA — простая психология для жизни и бизнеса.