В Музее Б.Н.Ельцина рождению новой конституции отдан целый зал – День Четвертый
Эту Конституцию называли (и называют) первой Конституцией свободной России. Вообще путь России к Свободе – одна из основных тем Музея Б.Н.Ельцина*, ей посвящена экспозиция практически всего первого этажа.
Работа над новой Конституцией началась сразу после объявления независимости России 12 июня 1990 года. По воспоминаниям современников, первый проект подготовили в августе-октябре, он прошел постатейное обсуждение в Верховном совете. Работа продолжилась и после распада СССР, однако со временем обстановка поменялась, и двоевластие, сложившееся между президентом и законодателями, сыграло свою роль. В апреле 1993 года составили новый, так называемый президентский проект, в который, по словам ответственного секретаря Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР Олега Румянцева, вошли ряд статей из первоначального варианта.
Известный политик Сергей Шахрай вспоминает, что самый первый вариант он написал в апреле 1992 года, «он вошел в историю как «вариант ноль» и был опубликован в газете «Российская Федерация», в «Аргументах и фактах». Именно текст, созданный Шахраем в соавторстве с юристом Сергеем Алексеевым, лег в основу Конституции.
Весной 1993 года Александр Яковлев и Анатолий Собчак написали свой проект. Кроме этого, в конституционную комиссию было внесено еще несколько проектов: два написали коммунисты, свой вариант представили и юристы из Саратовского юридического института. То есть в проектах недостатка не было.
«В самом начале президент Ельцин никак не ограничивал наше конституционное правотворчество, однако затем все более прислушивался к советам Сергея Шахрая и Анатолия Собчака, что было ошибкой. Ельцин не смог встать над схваткой и сделаться президентом всех россиян», — считает Румянцев. По его мнению, в новой Конституции следовало предоставить больше полномочий законодательной власти.
Участники процесса вспоминают, что президенту не хватало полномочий, а законодатели, торпедировавшие весь процесс, располагали почти полной монополией на власть. Требовалось одобрение проекта Конституции депутатами региональных собраний, а Верховный Совет своим решением отправил их в отпуск… Итогом противостояния стали трагические события октября 1993 года. Естественно, Конституция составлялась с таким расчетом, чтобы избежать нового конфликта по тому же сценарию. По мнению того же Сергея Филатова, на усилении президентских полномочий настаивал и лично президент Борис Ельцин: таков был вывод, сделанный им из событий 1993 года.
Сергей Филатов, работавший в те годы руководителем администрации президента, вспоминает: «В обсуждении проекта Конституции участвовало огромное количество людей: на одном только Первом конституционном совещании в 1993 году состоялось семьсот выступлений. Обсуждение вели пять отдельных палат. Ему вторит Историк и политик Сергей Станкевич: «Для создания этого текста собрали лучшие юридические силы». Многие шли к этому всю жизнь, готовились, мечтали: Сергей Алексеев, Анатолий Собчак, Александр Яковлев, Борис Топорнин, Галина Старовойтова, Федор Бурлацкий, Виктор Шейнис, Сергей Шахрай — они и многие другие далеко не случайные люди. «Текст действительно получился выдающийся», — уверен Станкевич.
Однако Виктор Шейнис, член конституционной комиссии, считает, что люди, которые тогда занялись Конституцией, «не представляли всей сложности задач, стоявших перед ними. Автократический строй, еще распадавшийся тоталитаризм, перераставший в автократию, нужно было заменить демократическим строем. Плановую, формально распределительную экономику заменить рыночной. Обязать государство признавать и защищать права и свободы человека. Заменить чисто номинальную федерацию живой федерацией. Вместо противостояния всему окружающему миру ради ''победы социализма во всем мире'' вывести страну на европейский путь с превращением России в европейскую страну».
Роль Ельцина в разработке действующей Конституции России отмечают все. «В сам процесс президент не вмешивался, но когда ему принесли итоговый текст, он собственной рукой внес шестнадцать поправок», — утверждает Сергей Филатов. — Тринадцать из них были совершенно незначительны, а вот три заслуживают упоминания. Президент сократил число конституционных судей, предусмотрел для главы государства право председательствовать на заседаниях Совета министров и приравнял президентские указы к законам, принятым парламентом, — то есть качественно повысил статус своих распоряжений. Общая направленность поправок, внесенных Ельциным, сводилась к расширению полномочий исполнительной власти».
Сергей Станкевич согласен, что первый президент пристально следил за работой юристов-конституционалистов и иногда вмешивался с неожиданными возражениями: «Глава государства изучал готовый текст, вносил поправки. Так в Конституции появилась формула «два срока подряд» в том, что касается права на избрание, — слово «подряд» собственноручно вписал именно Ельцин». Однако Сергей Шахрай это утверждение Станкевича опровергает, по его мнению пресловутое слово «подряд» было там с самого начала.
Под влиянием трагических событий октября 1993 года участники команды Ельцина внесли еще одно значимое изменение: удалили из проекта Конституции должность вице-президента.
«Учреждение этого поста — смерть для страны. Если мы введем институт вице-президентства, то глава государства, по сути, раздвоится. Обе попытки пойти этим путем привели к трагедии: сначала Геннадий Янаев предал Горбачева, возглавив ГКЧП и на улицы столицы вышли танки. Александр Руцкой предал Ельцина — снова танки на улицах. У нас появляется вице-президент — и через полгода все взбаламучено, революция», — говорит Сергей Шахрай.
Прошедший все этапы согласования текст вынесли на обсуждение граждан страны. Общенациональное волеизъявление состоялось 12 декабря 1993 года. Несмотря на призывы оппозиции бойкотировать референдум (для утверждения Основного закона требовалось участие не менее 50 процентов избирателей), 54 процента имевших право голоса пришли к урнам. «За» — 58,43%, «против» — 41,57%.
Итоговый текст Конституции переполнен отзвуками схваток 1992–1993 годов. Перед политической элитой молодой страны было поставлено множество вопросов, и ответы на них дали победители.
В Музее Б.Н.Ельцина текст конституции читают известные российские актеры, политики, члены семьи первого президента… Равнодушно слушать эти слова (и родные голоса) невозможно.
Остается только гадать, каким бы был текст Конституции, если бы его все-таки утверждал съезд народных депутатов. И не в разгар противостояния с Борисом Ельциным, а полутора годами раньше, когда российская власть была сравнительно единодушна в оценке происходящего и планов на будущее.
* История возникновений конституций в России
Попытки подарить россиянам Конституцию предпринимались ещё в XVII веке: Василий Шуйский, взойдя на трон, ограничил свою власть крестоцеловальной записью. Однако дальше дело не пошло и настоящую Конституцию мы увидели только три века спустя.
1815 год — впервые российская власть употребила слово «Конституция», когда присоединяла к своим территориям Великое герцогство Варшавское (царство Польское). Чтобы задобрить вольнолюбивых поляков, Александр I дал им Основной закон, обещавший, в частности, свободу слова, примат католической религии и назначение этнических поляков во власть. Однако в 1832 году (после польского восстания) Николай I этот документ отменил.
1905 год — революция подвигла Николая II к написанию Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», под которым понималась кодификация Основных государственных законов Российской империи. Такой правовой сборник действительно увидел свет и фактически стал первой Конституцией России с 223 статьями. Однако эта «конституция» была плодом монаршей воли: ни народ, ни депутаты еще не имели настоящего права голоса.
1918 год — большевики наконец-то, не стесняясь, прямо назвали свод своих законов Конституцией РСФСР. Этот документ, принятый на V Всероссийском съезде Советов, закрепил диктатуру пролетариата и лишил всех политических прав людей с «нетрудовыми доходами».
1924 год — принимается Конституция Союза Советских Социалистических Республик, вслед за ней меняется и Конституция РСФСР. Закон Союзного государства описывал в первую очередь характер его управления, подчеркивая главенство пролетариата. В Конституцию РСФСР внесли несколько поправок, связанных с новым административным делением.
1936 год — дата рождения так называемой сталинской Конституции. После Закона 1924 года выглядела крайне демократичной: гарантировала всем гражданам всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, право на отдых и труд, и другие социально важные вещи. В нее неоднократно вносились изменения, а в 1947 году даже вышла её «новая редакция».
1977 год — брежневское время породило новый Закон, названный «Конституцией развитого социализма». Принципиальных изменений там не было, однако была закреплена однопартийная политическая система, а также написана обширная преамбула (в 20 раз превышающая преамбулу нынешней Конституции), в которой отражались успехи советской власти за 60 лет. Неоднократно менялась. В 1988 году, например, Верховный Совет СССР был заменён Съездом народных депутатов.