Все знают, что в боксе различные серии ударов обычно называют комбинациями, а в боевых искусствах – связками. И в этих понятиях и их понимании есть большая проблема.
Знаменитая боксерская двойка пользуется а-балденным авторитетом. Типа вот она крутизна и простота в одном сосуде. Джеб – рулит, джеб – супер!. В общем-то реально крутой подход. Но со следами коррозии проблем. Вот они проблемы с джебом:
https://www.youtube.com/watch?v=4o2AUQz8duk
И проблема очень проста. Если противник «спит», то можно тыкать его джебом сколько угодно. А если, он слегка разозлен типа медведя в берлоге, которого рогатиной пытаются тыкать, то и результат может быть неприятным для владельца джеба. Это я к тому, что боксерская двойка – это круто, но…
Давайте внимательно посмотрим на следующее:
https://www.youtube.com/watch?v=wyIoNUgJrc4
Что мы видим? Если посмотреть внимательно и замедленно на работу рук, то в основном мы видим одиночные удары, не смотря на скорость и кажущееся месиво. То есть боец держит руки у головы в защите. Далее рука наносит удар и тут же опять возвращается к голове. Даже в боксерской двойке руки работают по отдельности, сначала один удар, потом второй.
Но есть и другой момент. В некоторых боях, в некоторых моментах начинается месиво. Это что такое? Боец «раскрывает», освобождает руки и начинает быть один удар за другим безостановочно, пытаясь забить противника за счет максимального количества ударов в единицу времени.
Но какие это удары? В этих скоростных сериях на забивание участвуют однотипные удары. Либо это крюки – левой-правой, левой-правой на скорость. Либо это прямые – левой-правой, левой-правой на скорость.
Что еще примечательно, вы практические нигде не увидите продолжения ударов после бокового крюка. Как добивающий удар в комбинациях его увидеть можно, а вот как основа для начала атаки крюк не используется.
То есть еще раз надо понять очень важную вещь. Удары в боксе идут по принципу правой-левой, правой-левой, правое плечо вперед – удар правой, левое плечо вперед – удар левой. И удары или одиночного принципа, или серией. В серии вмешивается работа корпуса – все время идут повороты, то правое плечо вперед, то левое. Повороты корпуса усиливают удары, но в тоже время их и замедляют.
Если проанализировать проигрыши, то мы увидим, что большинство пропущенных ударов прилетели в момент паузы, когда руки боксера были пассивны. Помните? Ударил рукой – вернул руку, ударил рукой - вернул руку. Вот в этот момент, когда руки вернулись на базу и не действовали активно, и идут пропуски ударов.
Во время обмена скоростными сериями ударов побеждает тот, кто за единицу времени успевает выдать большее количество ударов.
Что касается уклонов и передвижений, то пропуски ударов также связаны с уменьшением активности бойца в этом направлении. Проще говоря, основная масса проигрышей связана с тем, что боец чаще соперника зависает на паузах, пусть они и длятся доли секунды. Так что в итоге побеждает боец более энергичный – вот что важно! Во многих случаях бои даже бессмысленно проводить, можно сразу определить более энергичного – и всё!
А теперь посмотрим на другую технику рук:
https://www.youtube.com/watch?v=u99JF3DEcOA
Да, это все тот же Нят-нам. Но что примечательно – атакующая рука после первого удара не стремится вернуться и зависнуть на паузе, она продолжает атаковать противника, меняя направления и характер ударов. А если происходит смена рук, то это идет во время скоростной серии ударов, в которых не надо делать тяжелые и медленные повороты корпуса туда-сюда, как это делают в боксе.
Начнем сначала. Что такое одиночный удар? Это собрал силы, вложился в удар, и дальше впал в «расслабон». Всё, концерт окончен. Дальше, если хотим нанести еще один удар, то надо все заново начинать.
Но есть последовательности ударов. То есть понятно, что это несколько ударов, которые идут один за другим. Но на этом дело не ограничивается. К последовательностям предъявляются некие требования, тут нельзя просто в произвольном порядке удары расставлять.
Смысл последовательности в том, что удары расставляются в определенном порядке. И тут как не вспомнить опять великие теории. Дело в том, что собственные удары не должны мешать бойцу действовать и ослаблять его. Выше я уже говорил о том, что в боксе проигрывают те, кто периодически встает на паузу, хоть и на доли секунды (хотя по факту бывает и намного дольше). Поэтому непрерывность движений, непрерывность ударов, их плотность играют ключевую роль.
Второе требование – удары должны создавать противнику проблемы, должны быть неудобными для него и неожиданными, непредсказуемыми.
На примере Пяти движений я уже говорил, что есть Движения, когда сохраняется рост и передача энергии от элемента к элементу, а есть противодвижения, когда энергия теряется. 5 Движений способны создавать поток непрерывных ударов, причем с очень экономичным расходом «топлива». А противодвижения создают неудобность и непредсказуемость.
Вот пример, например. Я уже указывал на то, что боксерский боковой крюк - «крайний» удар. После его выполнения бойцу для нанесения следующего удара необходимо перегруппироваться. А это пауза, и многих боксеров противники ловят именно в этот момент перегруппировки, «просовывая» свой прямой челюсть.
Но основываясь на логике последовательности, можно сделать так. Бьем правой боковой крюк, только бьем не короткий «шлепок», а мощный удар с проносом, с разворотом тела. И только удар начинает заканчиваться, тут же делаем мгновенный реверс и бьем этой же рукой, в таком же положении обратный удар. Только теперь тыльной частью кулака (уракеном). Такие удары обычно называют реверсными. Это типа микадзуки-урамикадзуки, маваши-урамаваши.
Суть реверсных ударов в том, что два удара делаются как один, но с четким акцентом на каждом ударе. И это удары по одной траектории, но во встречных направлениях, это удары туда-сюда одной и той же рукой, или одной и той же ногой.
Итак, пробили правый боковой крюк и мгновенно так же бьем в обратную сторону уракеном, тоже мощно с поворотом корпуса. И как только уракен улетает в противника, и корпус пошел на поворот, тут же вылетает левый боковой крюк. И когда после левого крюка корпус окажется повернутым вправо, тут же идет разворот вокруг своей оси через спину – левая опорная, правая вращается – и следует круговой горизонтальный удар уракеном правой рукой (удар с разворота) так, как это бьют в тайском боксе.
Возможности, следствия и последствия такой последовательности действий вы, я думаю, сможете определить самостоятельно. И это всего лишь один из вариантов действий без перегруппировки после бокового крюка.
А теперь перейдем к связкам. Связками обычно и называют последовательности ударов. И так это можно было и оставить, если бы при этом не терялся целый пласт важной и опасной техники.
Вот боксерская двойка – это не связка. И это даже не последовательность. Это комбинация, что мы рассмотрим ниже. Как бьется боксерская двойка? БАХ-БАХ. А можно ли эту идею двойки превратить в связку? Можно. Но тогда она будет биться так: БА-БАХ! Чувствуете разницу в ритме? Связка бьется слитно. И этот метод «слитности» хорошо увеличивает скорость и силу. Вот представьте себе берег моря, на берег накатываются волны, И вот одна волна начинает догонять перед ней идущую. И к моменту, когда первая волна падает на берег, вторая ее догоняет сливается с ней, и они бьют берег уже вместе, с удвоенной силой. Вот в этом и заключается эффективность связки.
Связи бывают двух типов: спарки (два удара) и тройчатки (три удара). Больше трех ударов в связках не бывает. Потому что уже даже три удара выполнить слитно сложно, а четыре – вообще невозможно.
После связок идут комбинации. Собственно комбинации – это последовательность различных связок. Атаковать противника одиночными ударами или последовательностями как бы не рекомендуется. Интенсивность низкая. Атаковать надо именно связками. А связки уже складываются в комбинации. На практике же, специалистов работающих на связках, раз-два и обчелся. Поэтому часто комбинации строятся не на связках, а на одиночных ударах. Это как в боксе. Комбинация – это комплект ударов в атаке, которые не соединены принципами последовательности. Суть в том, что связки упрощены до одиночных ударов.
Ну и последний раздел – это серии ударов. Серии ударов могут состоять из однотипных ударов на подобие серии вертикальных ударов в Вин Чунь, а могут строится на разновидных ударах, наподобие серий в Нят-Нам.
Суть этой статьи обратить внимание на такие вещи как ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ударов и на новое «прочтение» понятия СВЯЗКИ.