Найти тему
ПсковГУ

«Нет лучшей перезарузки перед экзаменом, чем свидание»: Психолог ПсковГУ рассказала, как пережить сессию

Финишная прямая семестра – сессия. Слово, пугающее и одновременно дающее надежду на последующий отдых. Мы знаем, как порой трудно студентам в период подготовки и главное – в день экзамена. Сколько переживаний, нервов, и иногда даже слез он приносит.

Преподаватель ПсковГУ, психолог Валентина Самышева рассказала, почему стоит писать шпаргалки, что делать, если попался билет, который не знаешь, стоит ли спорить с преподавателем на экзамене и как помогают романтические отношения в период сессии.

– Валентина Владимировна, что поможет психологически разгрузиться перед экзаменом?

Важно во время сессии четко распланировать график подготовки к экзаменам. Большинство людей находятся в лучшей форме для интеллектуальной активности в первой половине дня - с пиковыми состояниями около 11.00 и 16.00. Затем интеллектуальная активность мозга снижается, зато креативность возрастает. При грамотном чередовании нагрузки на мозг и отдыха, можно достичь отличных результатов. А в перерывах можно петь, танцевать, заниматься спортом и обязательно достаточно спать. Уважаемый мною профессор Сорокун Прокопий Афанасьевич говорил нам, еще студентам, что нет лучшей перезарузки перед экзаменом, чем свидание.

– Стоит ли писать шпаргалки?

Да, если вам так легче запомнить материал. Учитывайте, что писать текст дольше, чем читать, а значит для подготовки нужно больше времени.
Люди с разными ведущими каналами восприятия предпочитают разные способы запоминания: визуалам нужно видеть текст и картинки -им легче учить по учебнику, аудиалам легче запоминать звучащий текст - им легче учить с другом, кинестетики предпочитают действие - они лучше запоминают при написании. Выбирайте тот способ, который кажется наиболее эффективным.

А вот использование шпаргалок - это дополнительный риск. Для тревожных людей ситуация экзамена только ухудшится. Есть вероятность вовсе не вспомнить ничего. Поэтому писать шпаргалки можно, а вот использовать не рекомендую.

– Как в короткие сроки освоить больше информации?

Вникайте в суть и сначала изучите весь ответ на вопрос, затем выделите опорные слова или положения, запомните термины или цифры. Используйте мнемотехники, делайте паузы в процессе запоминания, выделяйте главное - подчеркивайте, рисуйте на полях, создавайте краткие планы. Помните, что все изученное нужно будет пересказать, поэтому составляйте план ответа, в памяти или на бумаге. По нескольким опорным словам всегда можно вспомнить суть ответа.
Желательно сначала изучить вопросы, в которых вы не сильны, а затем повторить те, которые вы уже знаете.
Распределение вопросов для изучения по дням подготовки позволит грамотно распределить силы и повторить абсолютно все.

– Что делать, если попался билет, который не знаешь?

Самое лучшее - все-таки вспомнить все, что вы знаете в этой теме. Не терять самообладание и показать все, на что вы способны. Лучше попробовать ответить и потерпеть поражение, чем не пробовать вовсе. Выровняйте дыхание, вспомните, что вы читали и слышали на лекции, что вы знаете в смежных темах. Иногда смекалка и воображение способны решить, казалось бы, совершенно безвыходные ситуации.

– Что делать, если возникла ситуация сильного нервного перенапряжения в этот момент?

Скорее всего, ожидание в состоянии стресса затянулось, мозг расценил это как перегрузку, поэтому экономит энергию и отключает перенапряженные зоны.
Возьмите паузу, сосредоточьтесь на дыхании, посмотрите по сторонам. Назовите 5 предметов, которые видите, которые слышите и которые чувствуете. Попробуйте не паниковать. Дайте себе паузу. Затем снова прочитайте вопрос и подумайте, что именно вы слышали об этом на лекциях или читали в учебнике. В отдельных случаях можно объяснить проблему преподавателю и попросить просто намекнуть вам, о чем именно нужно рассказать. Если вы и правда учили, достаточно малейшей подсказки, чтобы запустить процесс воспоминания.
Если вы уже отвечаете, преподаватель задал вопрос, но вы не можете ответить мгновенно, скажите: «Одну минуту, я сейчас сформулирую» и после паузы начните отвечать.

– Как отвечать на экзамене, какими фразами?

Отвечать на экзамене нужно правильно. А еще уверенно и структурировано. Начните с терминов и базисных определений, опишите феномен, приведите примеры. Если не уверены, предположите что-то или выразите сомнение, но все равно выскажите мнение. «Мне представляется, что это так-то», «Сомневаюсь в ответе, но предположу, что…», «Не могу с уверенностью воспроизвести классификацию такую-то, но могу привести в пример другую» и т.п.

– Лучше отвечать первым или в конце?

Все зависит от того, насколько хорошо вы справляетесь со своей тревогой. Тревожным людям лучше ответить раньше и уйти, ожидание только усугубляет их состояние.
В каждой позиции есть свои преимущества и недостатки. Первый человек меньше времени тратит на тревогу, ему достается полный сил преподаватель с предположительно хорошим настроением. При ответе в середине при определенных обстоятельствах вам будут задавать меньше вопросов, но если перед вами ответ был не самый лучший и вы ошибаетесь, вы будете выглядеть хуже, чем есть. Если же ваш ответ хорош – это сыграет вам на руку. И наоборот. Последнему человеку достанется уставший преподаватель, при хорошем уверенном ответе это неплохо, но при слабом – сыграет против вас.
Если вы отлично приготовились к экзамену или совершенно к нему не готовы, порядок вашего ответа не имеет значения.

– Нужно ли спорить с преподавателем?

Возможно поспорить о теориях и мнениях, когда это уместно и преподаватель это оценит. Показать вашу эрудицию, разносторонние знания, осведомленность в области критики. Если вы высказываете мнение, указывая на факты и приводя доводы, это интересно и для преподавателя. Опрометчиво спорить в вопросах, где иное мнение будет расценено в лучшем случае как «странное» (например, что дважды два семь, или что плоская земля стоит на черепахах, или что самолет летит за счёт магических способностей летчика), а также в случае, если вы не можете доказать свое мнение.

– Что делать в случае неудачи?

Не отчаиваться, принять неудачу – это тоже часть жизни. Подумайте о своей контрольной в 5 классе, которую вы написали на «два» и сильно расстраивались. Какое это имеет значение сейчас? Вполне возможно через 5 лет вы также с улыбкой будете вспоминать и эту неудачу.
Любую потерю важно оплакать и двигаться дальше. У вас обязательно получится сдать экзамен, если вы поверите в свои силы, еще раз структурируете и запомните информацию, и будете помнить, что преподаватель не испытывает ненависти к вам (как бы вам ни казалось обратное).
Подумайте о сессии как об источнике энергии, а не как о катастрофе. Это невероятный повод для героических свершений, который позволяет вам двигаться, развиваться, проявлять свои самые лучшие стороны.

Беседовала Анастасия Радина