Сегодня воскресный день, Неделя о расслабленном. Давайте коротко расскажем об этой неделе. Что важного мы можем почерпнуть для себя в этот день?
– Речь идет о всемогуществе и благости Христа, Который, подойдя к человеку, в течение сорока лет находившемуся недвижимым на одре болезни, мгновенно оказал ему благодеяние, возвратил душевную и телесную крепость. Христос указал, что какие-то содеянные тяжкие грехи в молодости стали причиной его инвалидности. Смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже. Из этого повествования евангелиста Иоанна мы познаем, что Богу все возможно, Он взял на крест язвы, болезни всего человеческого рода и в силах каждому, если это для нас полезно и спасительно, даровать то, что мы просим с верой и любовью.
Вместе с тем это повествование говорит о том, что самая страшная болезнь – греховное расслабление. Грех, когда мы нарушаем вечный закон правды и любви Божией, приносит «окамененное нечувствие» и смерть в глубину человеческой души. В этом смысле каждый из нас причастен к нынешнему повествованию. Уныние, печаль, жестокосердие, неспособность сочувствовать, сострадать, гордостное самоутверждение, обида, мнительность, безмолитвенное или ропотливое состояние духа – все это говорит о расслаблении души, о необходимости искать у Врача Небесного, Христа Спасителя, излечения. Когда Бог прикоснется Своим вещим перстом к кающемуся сердцу христианина, в него через таинства Исповеди, Причащения по вере нашей войдет жизнь. А жизнь – это Сам Христос.
Один из признаков того, что ты живая душа, а не мертвая, – это сочувствие, то есть способность сострадать, сопереживать другому. Ф.И. Тютчев говорил: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать».
Сейчас самое благодатное время, чтобы проявлять такие качества, как милосердие, сострадание. Тяжелое время.
– Трагическое время, когда через средства массовой информации мы узнаем о страдании сотен тысяч людей. И сострадаем жителям Украины, особенно тем, кого используют как живой щит так называемые воины, прячущиеся за мирных жителей. Время, когда мы молимся о том, чтобы Бог сохранил жизнь наших воинов. Время, когда многие нуждаются в холодной воде, в свете, в тепле. Мы живем не в углу и знаем, что сегодня из-за различных пертурбаций подбирается голод ко многим регионам, прежде сытым и обеспеченным. И сегодня дела Евангельского милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, странника ввести в дом, посетить прикованного к одру болезни, утешить заточенного в темницу, – требуют не внешней галочки и не внешней отчетности, а сердца, умеющего чувствовать чужую боль, сочувствовать людям и быть скорым на помощь.
Почему не работает такое явление, как гуманизм? Он был создан, чтобы жизнь каждого человека была важна, была комфортной и безопасной. Но мы разделяем наше общество: ты такой, а я такой, этого жалко, а этого не жалко.
– По существу, слово «гуманность» является синонимом «человечности», то есть способности сочувствовать и сострадать. Но само понятие «гуманизм» родилось уже в дехристианизированном обществе, потерявшем христианское самосознание. И это общество живет двойными стандартами: можно злорадствовать по поводу гибели кого-то, но при этом проявлять сочувствие к кому-то, кто тебе ближе.
Бог не радуется о погибели кого бы то ни было. Нам, христианам, нужно как огня бояться злорадства. Не желай другим того, чего себе не желаешь. На днях мне вспоминался высокий образ старца Николая Гурьянова с острова Залита. Люди говорили, что он, общаясь с кем-то, мог, как дитя, заплакать. Его спрашивали: «Отец Николай, почему Вы плачете?» А он отвечал: «Где-то сейчас землетрясение, а где-то война, гибнут люди». Его живая душа получала от Господа извещение о человеческих страданиях.
Крещеный человек должен памятовать о том, что человеческая природа, усвоенная Христом Искупителем, у всех нас общая. И сострадать ближнему означает любить его, как самого себя. Вот почему каждый из нас наедине с собой должен глубоко и искренне, сердечно молиться о ближних, о сродниках, о соотечественниках, вверяя и их, и самих недоброжелателей, и тех, кто потерял способность сострадать, милости Божией. Перед просвещенным взором христианина в конце концов должна предстать не визуально, а в Духе Божием человеческая природа.
Христос усвоил Себе нашу природу. Некогда по замыслу Божию водами совмещалось все человечество, все его потомство. А сегодня мы должны стремиться к способности чувствовать боль другого человека, проникать в его внутренний мир, иметь отзывчивое, чуткое, милующее, плачущее, молящееся сердце. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
Если об этом не думать, легко превратиться в черствый сухарь, сделать сердце твердым как камень, легко ожесточиться и мало-помалу приобрести какие-то зверские, людоедские свойства. Это мы и видим сегодня. Понаблюдайте за так называемой просвещенной Европой с ее показным гуманизмом, и вы увидите, что XX и XXI века породили такие преступления против человечности, о которых и не слыхивали наши прабабушки и прадедушки.
Потому что нет любви.
– По умножению беззакония, то есть отдаления человека от заповедей Божиих, гаснет и уходит любовь. И вместо образа Божия, образа человеческого в человеке вырисовывается страшный звериный лик. Человек демонизируется и все дальше отступает во тьму эгоизма от света Христовой любви и правды.
А что насчет такого чувства, как жалость? «Википедия» объясняет это понятие как одну из форм чувства дискомфорта.
– С чем я ее и поздравляю. Недавно даже наш Президент Владимир Владимирович прошелся по «Википедии», указав на поверхностный характер информации, выдаваемый пользователям.
Однако это самый популярный сервер, его читают миллионы людей.
– Сервер популярный, но рыба ищет глубины. Наши предки чувство жалости осознавали гораздо глубже, чем форму дискомфорта. Дискомфортом можно называть и последствия пищевого отравления. В старину люди отождествляли жалость и любовь. И какой-нибудь парубок мог, гуляя с дивчиной где-нибудь по Крещатику в начале XIX века, сказать: «Гарна дивчина, жалею я тебя». То есть «люблю».
Но современное словоупотребление говорит именно о сочувствии, о внутренней боли. Соглашусь, это состояние выводит нас из комфорта, из усыпления. Но когда я жалею кого-то, во мне, несомненно, проявляются личностные качества. Человек равнодушный, апатичный, потерявший способность чувствовать чужую боль, уже похож на жвачное животное. А уж тем паче смеющийся над чужим страданием или испытывающий удовольствие при виде мучения ближнего. Это уже демонические качества.
А возможность сердца пожалеть, полюбить говорит о том, что оно не умерло для Христа Воскресшего. Он из любви к нам, жалея всех нас, взошел на Крест, усвоив Себе страдания всего человеческого рода. С детства я жалел униженных и оскорбленных сверстников, у которых что-то не получалось, которые были какими-то потерянными. Моя душа всегда отзывалась сочувствием, может быть, благодаря урокам любви со стороны бабушки и мамы. А другие дети могли насмешничать, обзываться, хихикать, могли сделать кому-то больно. Как педагог сегодня я знаю, что дети во многом копируют своих родителей. Мы должны развивать в себе внимательность, но не холодного стороннего обозревателя, а того, кто готов прийти на помощь, посочувствовать, поддержать. В этом случае не соглашусь с Максимом Горьким, как-то изрекшим со своей кафедры председателя Союза писателей СССР: «Жалость унижает человека». Жалость пробуждает в человеке образ Божий. Жалость возвращает к истокам нравственного бытия. Жалость говорит о том, что у тебя Христос за пазухой.
Сейчас слабых мало жалеют, считается, что они сами виноваты: где-то недоработали, где-то поленились. Что отчасти может быть и правдой.
– Как педагог я, к сожалению, вижу, что совсем недавно в наших школьных коллективах, как правило, дети, не похожие на других, не социализировавшиеся, не вписавшиеся в общую стайку, подвергались издевкам, вышучиванию. И это гнусное, ужасное чувство – злорадство, когда кодлой начинают травить одного.
Сегодня для того, чтобы уроки жалости и сострадания не прошли мимо наших детей, во многих школах России, в соответствии с новой концепцией созидания атмосферы в коллективе, ребенка с какими-то нестандартными качествами, с ограниченными возможностями берут в коллектив с обычными людьми, и задача педагога, классного руководителя, воспитателя заключается в том, чтобы научить детей проявлять понимание, сочувствие, снисходительность, удвоить заботу и попечение детей о своем товарище. Это очень важно. Человек, не умеющий сострадать, – это потенциальный фашист, неонацист. Ведь в основе этого людоедского учения, этой доктрины лежит отторжение от себя тех, кто на тебя не похож, животная ненависть к тем, кого ты не удостаиваешь наименования человека.
К сожалению, еще вчера сытая Европа взрастила страшные сообщества, где культивируется жестокость, презрение, ненависть, желание убивать, издеваться: ИГИЛ, бандеровщину, неонацизм. И у нас много упущений, которые сейчас, надеюсь, будут ликвидированы. В школьной программе, как когда-то в советское время, уже предусмотрены фильмы, которые должны раскрыть современным детям, что нет ничего ужаснее, чем животная ненависть, чем доктрина самопревозношения, собственной исключительности.
Хотя никакие фильмы не помогут, если мы – взрослые, прежде всего родители, священники, публичные деятели, не будем культивировать в себе человеческой доброты, чтобы делиться ею, воспитывая не только гражданское чувство и патриотизм, но и мягкость сердца, жалость.
Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о милосердии. Известно, что социальная помощь – это функциональная обязанность любого нормального государства. А наша Церковь занимается социальной помощью и называет это милосердием. Как я считаю, милосердие – это более глубокое понятие, чем раздача бесплатного супа».
– Вы правы в том отношении, что милосердие – это стихия христианского сердца. И вне всяких социальных служб иной человек, может быть, и сил не имеет выйти из собственного дома. Но, жалея людей, сострадая, в молитве охватывая своей любовью собственную страну, весь земной шар (таковыми были и являются молитвенники, подобные святому Серафиму Саровскому, Силуану Афонскому, Серафиму Ракитянскому), святые, то есть те, кто впустил Христа в свое сердце, не занимаясь внешней благотворительностью, имеют живую стихию милосердия, оказывают благодеяния всему человечеству. Потому что Бог Сам милосерден и оставил нам заповедь: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный.
Но при этом я услышал некоторую иронию или критику в интонациях телезрителя. У нас есть в Церкви Отдел социальной помощи, возглавляемый Владыкой Пантелеимоном. И там ведется огромная работа.
Например, на последней неделе двое моих прихожан-мужчин очень хотели как-то поучаствовать в том деле, которое сегодня занимает умы и сердца всех соотечественников. Хотели оказать реальную помощь. Я слышал, Сережа, что вы были недавно в Донецке. Но не всякому поручено попасть туда, где реально страдают люди, где каждый день новые сводки о жертвах. Два моих взрослых прихожанина по рекомендации священника получили благословение Владыки Пантелеимона и с начала этой недели проходят краткие курсы, как ухаживать за ранеными бойцами. Эти люди, вполне обеспеченные и не нуждающиеся в средствах, по зову души, по стремлению жалеть, разделить жребий с героями Отечества, будут удовлетворять эту потребность, а попросту говоря, служить ближним, что требует мужества.
Это самая настоящая деятельная любовь.
– Деятельная любовь, которая соединяет страждущего и того, кто ему помогает. И Сам Христос таинственно соприсутствует нам тогда, когда мы трудимся, как милосердный самарянин, по зову сердца.
Такое удивительное время, когда ты можешь помочь в любой момент. Даже твой вздох уже может быть чем-то особенным. Есть возможность проявить все дела милосердия, они открыты, и в этом очень все нуждаются.
– Особенно это понимают те, кто знает, что такое молитвенное предстояние Христу Спасителю. На Божественной литургии мы ежедневно читаем молитву о страждущем народе Украины, о воинстве российском. И такие хорошие слова нашел Святейший Патриарх: «Страждущих исцели, в печали сущих, Господи, утешь, потерявших дом введи под кров, а иноплеменные языки, брани хотящие, расточи и замыслы их ниспровергни и в ничтоже обрати». Мы действительно знаем, что сегодня все двунадесять языков (как это было и при Наполеоне, и при Гитлере) используют определенную площадку для борьбы с Россией. Но тщетно. Потому что любовь и сила, вместе сочетанные, победоносны.
Вопрос телезрителя, который нам прислали: «В Пасхальную неделю умер родной человек. Что делать: скорбеть или радоваться?»
– Если мы живем не рассудком, а сердцем, то знаем прекрасно: душа не может не скорбеть при потере ближних. Как и Христос, имевший намерение воскресить Лазаря, плакал у его гроба по сочувствию, святой жалости и состраданию. Между тем, провожая на Пасхальной неделе наших ближних в вечность, мы чувствуем, постигаем, познаем, что Воскресший Христос обымает их Своей радостью, соприкасается с их душами энергия Божества. Они действительно входят в светлый мир, свет невечерний становится их достоянием. Поэтому наша скорбь небезутешна. «Не скорбите, как язычники, – обращался апостол Павел к тем, кто потерял своих ближних, – ибо Христос есть Воскресение и жизнь, а значит, души праведных в руках Божиих».
Следующий вопрос: «Я причащаюсь раз в две недели и записываю свои грехи, совершенные в этот период времени. Иногда я успеваю исправиться. Нужно ли исповедовать те грехи, которые уже исправил?»
– Всегда есть место сокрушению сердца, всегда мы должны свои грехи видеть как на ладони, всегда укорять себя. И, конечно, доброе дело на Исповеди – смирить себя. Именно их, еще не уврачеванные страсти, показывай взору врача духовного – священника. Через такое сокрушенное исповедание человек обретает опыт смирения, а смиренным Бог дает благодать, то есть силу к исправлению.
Те, что собственными доводами разума желают стать джентльменами и избавиться от неприятных, беспокоящих их страстей, не преуспевают, потому что гордыня прежде нас родилась. А кто смиренно сокрушается и через Богом учрежденное таинство Исповеди показывает свои язвы и недуги, хотя бы еще и не чувствовал себя исцеленным и избавленным от них, непременно с Божией помощью получит укрепление. И через какое-то время посмотрит назад и удивится: «Неужели это был я? Неужели это было со мной?» Потому что Бог дает ему освобождение, нравственную свободу, укрепляет его незримым воздействием, Своей Божественной энергией.
Еще вопрос: «Почему Господь Иисус Христос при исцелении людей некоторым из них не позволял рассказывать о чуде, а некоторым, наоборот, не запрещал и говорил: „Иди и покажись священнику“?»
– Господь есть Учитель смирения. Все, что Он делает, Он делает, научая нас держаться золотой середины смирения. И если кому-то не благословлял рассказывать о чуде, то это для того, чтобы человек сам никогда не ставил себя в центр внимания. Все это Господь совершает для нас, обучая нас пребывать в тени. Исцелив расслабленного, Христос тотчас покинул Силоамскую купель. Сбежался народ, а Господа рядом уже не было. И все вопрошали: «Что это было? Кто исцелил тебя? Что свершилось с тобой?» Господь не желал здесь, на земле, принимать лавры, потому что все совершал во славу Отца Своего Небесного, чтобы мы научились скромности и умению воздать Богу славу.
В иных же случаях, как справедливо подмечается, отсылал кого-то к священству, чтобы человек, получивший благодеяние от Христа, не думал, что все получилось само собой, неким стечением обстоятельств. Разве с нами такого не бывает? «Ой, батюшка, я была на МРТ, и оно показало, что у меня камней в почке нет. А я как раз накануне пила пустырник и вино из одуванчиков. Вот ведь как мне помогли эти одуванчики». Говорят о совпадении, или естественных причинах, или еще о чем-то. «Иди и покажись священнику», то есть возблагодари Господа вместе с пастырем, потому что Сам Бог через определенную терапию явил тебе милость.