Основная тема творчества Кобо Абэ — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. В центре его произведений всегда герой, попавший в сложные условия, борющийся или терпящий поражение.
В романе "Женщина в песках" пропал мужчина. Обычный человек, если не считать его страсти к насекомым. Человек уехал искать новый вид песчаной мухи и не вернулся. Видели его в последний раз выходящим из поезда. Никаких сведений о том, что человек похищен, нет.
А произошло вот что. Энтомолог Ники Дзюмпей поехал искать новый вид мухи. Он хотел сделать открытие, которое можно проколоть и насадить попкой на иголку. Открытие, которое поможет ему почувствовать себя кем-то, а не чем-то. У него мало что получалось в его жизни, отношения сошли на нет, и все вроде бы надоело. В поисках он забрел достаточно далеко и внезапно, сам даже не понял, как, попал в плен.
Деревня, к которой он подошёл, находится на берегу, и жители используют рабов для того, чтобы они отгребали песок. Местные сделали много ям по периметру, достаточно глубоких, чтобы из них нельзя было выбраться без лестницы. В этих ямах стоят дома, которые постоянно засыпает песком, как и всю деревню, впрочем.
Обители ям - рабы. В обмен на воду и еду они каждый день отгребают песок, чтобы деревня могла существовать. Мужчину, под предлогом ночлега, заманили в одну из подобных ям. Вниз он спустился по лестнице, а утром она пропала. В яме он не один — с ним женщина. Незнакомка живет там уже давно — днем спит, ночью отгребает песок. А мечтает только о том, чтобы накопить денег на радио.
Помните фразу из фильма «Москва слезам не верит», в которой сначала на холодильник копят, потом на телевизор. И вот так вот живут. То ли живут, то ли существуют.
«Ты отгребаешь песок, чтобы жить, или живёшь, чтобы отгребать песок?» - спрашивает мужчина. Он пытается выбраться, перестает работать, за что немедленно получает наказание — им перестают давать воду. Приходиться жить дальше. Приходится приспосабливаться.
Роман Кобо Абэ настолько глубокий, что в нем можно утонуть как в этом самом злополучном песке. Тебя того и гляди придавит тяжестью скрытых смыслов и метафоричностью авторских высказываний. Он о смысле жизни. Иногда он напоминает «Преступление и наказание» Достоевского. Имеет ли право человек на уникальные поступки, или он может только дрожать и делать то, что нужно для пропитания?
Мне показалось, что главный герой сам стал той мухой, которую искал в песках. Сам сел на иглу и остался, не в силах сбежать и сопротивляться. Кстати, о песке. Его много. Его настолько много, что иногда он скрепит у тебя между зубами. Иногда ты чувствуешь эту липкость от пота, корку песка, образовавшуюся за день. Ее хочется соскоблить, точно так же, как это делают герои книги.
Мужчина, женщина и песок живут в постоянном проникновении друг в друга. И на фоне всего возникает желание, возникает страсть, которой не было вовне. Женщина возбуждает.
«И все же непонятно, почему его с такой силой влекут к себе ее бедра?… Настолько, что он готов вытягивать из себя нерв за нервом и обвивать вокруг ее бедер…».
Кого Абэ мастерски, даже немного по-животному описывает постепенно зарождающееся сексуальное чувство между рабами, вынужденными жить, питаться, работать и спать вместе. Они становятся единым организмом, нацеленным на выживание.
Если бы я была радикальной феминисткой, я бы усмотрела в романе намек на то, что женщина делает из мужчины раба жизненной цепочки — он попадает в яму отношений и вынужден ежедневно отгребать песок, чтобы выживать. Но мне кажется, что смысл любого произведения нужно искать в фактах.
Как сказал Умберто Эко, описывая функции литературы, «Читатель должен смириться с разочарованием и через него ощутить неотвратимость судьбы".
Именно поэтому в конце романа мужчина, столько раз пытавшийся сбежать, в момент, когда побег возможен, выйдя из ямы, возвращается обратно. Его женщину только что увезли с кровотечение, вызванном беременностью. И он, обозрев деревню с холма, возвращается в яму, чтобы снова отгребать песок, и ждать женщину, в надежде на чудо.
Роман «Женщина в песках» — это горизонтальная литература. В отличии от вертикальной, она зовет нас на поиски глубоких смыслов, на обдумывание прочитанного. Он вселяет страх, отвращение, ненависть, жалость, стыд. Надежду. Ведь если ты его читаешь, то еще не поздно выключить радио и выбраться из своей ямы.
«Ну, это совсем никуда не годится. Нельзя же прожить время по вертикали. Время такая штука, которая течёт горизонтально. Это общеизвестно.
– А что, если попытаться прожить его по вертикали?
– Превратишься в мумию. Разве нет?!»
Если вам интереснее смотреть, в 1963 году по роману снят фильм, ставший лучшей работой режиссера Хироси Тэсигахара.
#книжные рецензии #что почитать #книжные рекомендации #японские писатели