Монтессори-терапия — особый вид занятий, находящийся на стыке медицины, педагогики и психологии:
— помогает приобрести более упорядоченное и устойчивое поведение, понятное другим
— помогает лучше ориентироваться в своем окружении и находить безопасность и границы ситуации, а также своё место в ней
Монтессори-терапевт особым образом ведет занятие - предлагает материал ребенку, разговаривает с ним, предупреждает о последствиях
Важные составляющие Монтессори-терапии: особое поведение педагога, подготовленная среда, Монтессори-материал и сотрудничество с заботящимися о ребенке взрослыми
На занятия «Монтессори-терапия» к нам могут приходить дети с особенностями в развитии (когда реальный возраст не соответствует возрасту развития) и с нормой развития
Монтессори-терапия показана детям с особенностями в развитии (нарушения внимания, поведенческие отклонения, нарушение мотивации, неспособность программирования собственной деятельности, дисграфия, дислексия, задержка развития речи и др.). А также показана детям, развивающимся по норме, но имеющим проблемы: в развитии устной и письменной речи, в овладении математическими навыками. Это могут быть дошкольники и младшие школьники.
Классические Монтессори-материалы (которыми наполнено наше Монтессори-пространство) имеет ярко выраженный коррекционный и обучающий потенциал
Занятия для детей нормы и детей с особенностями, конечно же отличаются. Если приходит ребенок с ДЦП, педагог много обращает внимания на помощь в передвижении и безопасном снятии материала с полок
Работать с материалом можно рядом с полкой прямо на полу (даже без коврика), чтобы успеть за интересом и вниманием ребенка. Но постепенно все равно приводя ребенка к тому, что необходимо занимать рабочее место
Монтессори-терапия - это длительный и разнонаправленный процесс. Помимо очевидных целей (отработать правильный захват или дать понимание о десятичной системе) на занятии достигается множество косвенных. Это и способность ребенка «удерживать в голове» рабочий алгоритм, и научение программированию собственной деятельности, и принятие и соблюдение правил и т.п.)
Монтессори-педагог всегда помнит о том, что дети раннего возраста (а в случае с особенными детьми это могут быть дети и до 6-7 лет) развиваются тремя путями:
Через наблюдение
Ребенок впитывает ВСЁ из окружающей его среды, без фильтров. Наблюдение - один из древнейших и лучших способов познания. Ребенок может просто смотреть на Вас или педагога, совершенно ничего не повторяя. А дома воспроизвести то, что он видел или слышал. Такое происходит со всеми детьми без исключения. Поэтому важно дать ребенку возможность для того, чтобы просто наблюдать. Не подгонять его вопросами или комментариями, не тянуть за руку, не тестировать
Через повторение
Ребенок всегда стремится повторять за взрослым - это путь развития, заложенный природой. Череда безопасных повторений одного и того же действия приводит к появлению и укреплению нейронных связей в мозге, а это в свою очередь закрепляет навык. И только сам ребенок «знает», сколько таких повторений ему необходимо совершить, чтобы нейронная связь стала достаточно крепкой. Никто извне (даже самые внимательные и любящие родители, даже компетентные педагоги и врачи) не может наверняка сказать: «Чтобы научиться строить башню из 5 кубов необходимо сделать 30 повторений, и этого будет достаточно». Поэтому в Монтессори-методе только сам ребенок определяет, сколько времени он будет заниматься с одним и тем же материалом, сколько повторений он совершит
Через эксперимент
Экспериментаторская деятельность - тот путь познания, который позволяет человечеству развиваться! Позвольте и Вы своему ребенку это. Через эксперимент ребенок также познает суть окружающих предметов, как и через наблюдение. Важно отличать детский эксперимент от деструктивной (опасной) деятельности. Если действие ребенка не вредит ему самому или другим людям (животным), если это не нанесет урон окружающей среде (если не ломаются предметы, не портится мебель или природные объекты), то такую деятельность мы можем считать экспериментом. Если хоть один из перечисленных пунктов присутствует - это деструктивная деятельность и ее следует останавливать (или предотвращать)
Столетняя история тысяч детских садов и школ Монтессори в мире доказала, что ее принципы самостоятельного обучения, действительны для всех
— для маленького ребенка в возрасте одного года
— для ребенка постарше, который возится в уголке упражнений повседневной жизненной практики
— для детей, познающих десятичную систему счисления с помощью бусин
— для ребенка-школьника, для подростков и взрослых, которые стремятся освоить ту или иную область знаний
Существует и Монтессори-терапия, которая успешно применяется в работе с детьми и подростками, чей биологический возраст не совпадает с возрастом их развития
Наиболее часто встречающиеся проблемы у детей и подростков, которые приходят в Монтессори-терапию – это проблема концентрации внимания и гиперактивность.
Совершенно очевидно, что обе проблемы лучше всего решаются, если задание и предметы для их выполнения представляют интерес, будят любопытство и соблазняют к действию, да к тому же могут быть выбраны по собственному желанию
Каждый человек испытывает гордость, выполняя задание, которое ему было по силам и не превысило его возможностей. Сложность заданий в Монтессори-классе обычно находится на верхней границе актуальных навыков и умений ребенка. Таким образом, растет концентрация внимания и выдержка, настоящие интересы, чувство собственной значимости и достоинства, а также осознание собственной личности
Монтессори-педагог не будет мешать ребенку (в терапии - по возможности). Он показывает, КАК можно чего-то добиться, на примере презентации. При этом с большим уважением относится к каждой попытке ребенка найти свой путь деятельности с материалом, направляя ребенка к мысли, что каждый предмет должен быть употреблен по назначению
Вот что об этом можно прочитать в статье из журнала «Монтессори-клуб» №4, 2018: «Например, из одного стеклянного сосуда можно перелить воду в другой. Или через него можно посмотреть и увидеть искаженное изображение, в зависимости от того, пустой он или наполнен жидкостью. Стеклянным сосудом нельзя стучать по другим предметам, чтобы послушать разные звуки. Он разобьется. Но в таком действии ребенка важно заметить, что он находит удовольствие в том, что его собственные движения могут воспроизводить звуки или даже грохот. И ребенок должен иметь такую возможность»
Возвращаясь к примеру с сосудом, важно сказать, что Монтессори-педагог предложил бы ребенку звучащее дерево или барабан с палочками. Монтессори-терапевт ещё обратила бы внимание на то, что предлагаемые звуки были разными: высокие и низкие тона дерева различного сорта, громкие и тихие звуки, производимые по барабану палочками из фетра. Терапевт обращает внимание ребенка на эти звуки, называет их и учит ребенка слышать
То, что Монтессори-педагог не мешает ребенку свободно действовать в среде, совсем не означает излишне либеральный стиль общения с ним – правила должны быть соблюдены. И это важно, так как четкая граница позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности
Монтессори-педагогика (и Монтессори-терапия) предлагает свободу выбора. Выбрать можно:
— материал: он лежит на открытых полках,
— время занятия: ребенок выбирает сам, когда и как долго он хотел бы с чем-то заниматься,
— места занятий: в Монтессори-пространстве можно работать за столом или на полу (на коврике)
Такая палитра, возможного выбора, предполагает способность принимать решения – чему ребёнок зачастую тоже должен научиться
Все родители хотят для своих детей лучшего и, несмотря на это, действуют помимо воли ребёнка, не задумываясь и не замечая, что обращаются с ним, как с вещью, которая не имеет воли и чувств
Свободный выбор материала, расположенного на открытых полках, представляет для детей с особенностями большую сложность. Они должны научиться принимать собственное решение. Без помощи педагога многие дети со сложностями в концентрации внимания будто порхают от одного материала к другому, как бабочки: берут различные предметы тут и там, трогают их, ощущают, но не начинают заниматься с ним
Тогда задача монтессори-терапевта заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить алгоритм: «Я осматриваю среду: я выбираю → что мне нравится беру → иду на рабочее место: занимаюсь с материалом → я закончил работу → я навел порядок на подносе → я отнес поднос на полку»
Первое время Монтессори-терапевт сопровождает ребёнка при выборе материала, внимательно наблюдая, где ребёнку на самом деле интересно, и может предложить ему работу с материалом так, чтобы ребёнку захотелось с ним работать
Затем терапевт начинает презентацию материала, не знакомого ребенку: терапевт показывает ребенку преувеличенно точными движениями, как пользоваться материалом
У некоторых детей продолжительность внимания очень короткая – они хотят сразу начать действовать. Для них трудно сначала наблюдать за действиями терапевта. Здесь есть прекрасная возможность увеличить продолжительность внимания. Чтобы этого добиться, во время работы с ребенком, терапевт дает ребенку понять, что упражнение не может быть брошено, что его надо выполнить до конца.
Последнее движение ребенок делает сам, чтобы ощутить: «У меня получилось! Я могу!» - это переживание является золотым ключиком к проявлению самосознания.
И именно это достижение является одним из самых ценных, которые могут достичь дети с особенностями в Монтессори-терапии!
_________________________
❗️Рекомендуется посещать курс занятий❗️НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА❗️
Наш Реабилитационный центр находится в городе Санкт-Петербург, пр.Энгельса д.107 к.4
Мы принимаем пациентов из других городов!
Запись по телефону: +7 (812) 223-06-63
#методика монтессори #монтессори #занятия с детьми #развитие ребёнка #развивашки #реабилитация #дцп не приговор