Найти тему
Мир Зари

"Трудно быть богом" 6.2. Двуликий Арканар, или Всё дело в трусах.

Показ "Виктория сикрет", 2013
Показ "Виктория сикрет", 2013

Ну, да ладно с ним, с гуманизмом, нет и нет. (ссылка на статью 6.1) Давайте посмотрим на Антона, опустив часть его рефлексий, посмотрим на то, как он рассуждает:

«Крупнейший в Империи специалист по ядолечению. Автор широко известного трактата «О травах и иных злаках, таинственно могущих служить причиною скорби, радости и успокоения, а равно о слюне и соках гадов, пауков и голого вепря Ы, таковыми же и многими другими свойствами обладающих». Человек, несомненно, замечательный и настоящий интеллигент, убеждённый гуманист и бессребреник: все имущество – мешок с книгами. Так кому же ты мог понадобиться, доктор Будах, в сумеречной невежественной стране, погрязшей в кровавой трясине заговоров и корыстолюбия?»

Для начала включим логику. Имеем – специалист по ядолечению и, как следствие, по ядам. Кому он может понадобиться? Логичный вывод: тому, кто хочет кого-то вылечить или отравить. Это напрашивается само собой. Соответственно, первое, что надо проработать: кого в Арканаре надо срочно вылечить или отравить? При этом заинтересованное лицо должно иметь достаточно сил, чтобы перехватить доктора на границе, то есть это лицо явно обладает некоторым могуществом и разветвлённой информационной сетью не только в Арканаре но и в Ирукане. Почему? Все просто – маршрут Будаха можно а) отследить, б) узнать. И для первого и для второго нужны свои люди за границей.
А что мы видим:

«Не исключено, конечно, что тебя захватили налётчики-варвары, спустившиеся с отрогов Красного Северного хребта…
Если ты всё-таки в Арканаре, то прежде всего тебя могли захватить ночные работнички Ваги Колеса. И даже не захватить, а прихватить, потому что для них главной добычей был бы твой сопровождающий, благородный проигравшийся дон…
Тебя мог захватить и какой-нибудь дурак барон…
Но есть ещё засевшие где-то в Гниловражье остатки разбитой недавно крестьянской армии дона Кси и Пэрты Позвоночника, которых тайком подкармливает сейчас сам орёл наш дон Рэба на случай весьма возможных осложнений с баронами…
И, наконец, главное. Не потому главное, что самое опасное, а потому, что наиболее вероятное. Серые патрули дона Рэбы. Штурмовики на больших дорогах. Ты мог попасть в их руки случайно, и тогда следует рассчитывать на рассудительность и хладнокровие сопровождающего»…

И наконец:

«Но что, если дон Рэба заинтересован в тебе? У дона Рэбы такие неожиданные интересы… Его шпионы могли донести, что ты будешь проезжать через Арканар, тебе навстречу выслали наряд под командой старательного серого офицера, дворянского ублюдка из мелкопоместных, и ты сидишь сейчас в каменном мешке под Весёлой Башней…»

Но главное – главное и наиболее вероятное для Руматы (Антона) – штурмовики: «И, наконец, главное. Не потому главное, что самое опасное, а потому, что наиболее вероятное.... Ты мог попасть в их руки случайно». Детский сад какой-то! Все, от начала до конца! Кто пустил туда этих детей?! Или это попытка самооправдания? Мол: «Это не мы виноваты, что плохо все продумали, это случайность. Это не я виноват, что так и не научился разбираться в лошадях, что взял плохую лошадь, что опоздал, это всё неблагоприятное стечение обстоятельств…». Может, так? Ну ладно, будем считать, что Румата заблуждается из-за отвратной подготовки, а не ищет себе оправданий, а то совсем неприглядный тип получается.

Давайте разберем этот момент.

Смотрите. Проводится операция по переправки некоего человека через границу. Он должен попасть из точки «А» в точку «Б». Первое. Ему дают крайне ненадёжного сопровождающего. Он игрок, предложи ему деньги, и он мать родную продаст, а потом перепродаст, но уже другому, а заодно и тебя продаст – в довесок. Второе. Его отправляют заведомо опасным маршрутом, так как появление штурмовиков в районе очень вероятно, а кроме этого, там может возникнуть ещё куча вариантов. Третье. Встречающий отправляется туда верхом не заранее, а к сроку, на плохой лошади. Ну не разбираешься ты в них, прикажи слуге выбрать. Простите, но у Будаха не было шансов добраться до точки «Б». И Румата, перебирая все случайные варианты, один из них определяет как основной и, а тот вариант, который должен принимать как основной, расценивает как второстепенный.

Да, можно сказать, что это же земляне, они оценивают ситуацию со своих, земных позиций и мерок, и поэтому ошибаются. Но тогда, простите, останется повторить вопрос: «Что здесь делает этот детский сад?». Если они разведчики, то они должны не просто наблюдать, они должны жить в этом мире, понимать мотивы поступков людей, за которыми они наблюдают. И даже если земляне старательно отторгают местные ценности и представления, они всё равно живут в этом мире. Значит, должны знать его.

Есть у Ницше цитата, которую очень любят приплетать к месту и не к месту. Про то, чем заканчивается попытка вглядываться в бездну. Звучит непонятно и глубокомысленно. Но проблема в том, что это – половина цитаты. А целиком она звучит совсем иначе, и смысл становится более чем понятен.

«Тому, что сражается с чудовищами, следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго вглядываешься в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя»…

Разведчик, работающий в некой среде, волей-неволей воспринимает особенности этой среды. Без их принятия он просто не выживет. Ах да, простите, на Арканаре работают не разведчики, а «замаскированные боги». Богам незачем изучать особенности мышления и восприятия мира аборигенами… Но не зная этого, не понимая этого – что тогда они сами поймут в происходящем? В поступках местных жителей и причинах этих поступков? Толку тогда от них как от учёных – ноль целых, ноль десятых… Тогда зачем все это?

Но читаем дальше о способностях Руматы:

«– Водой грехов не смоешь, – проворчал мальчик. – Что я, благородный, что ли, мыться?
– Я тебе про микробов что рассказывал? – сказал Румата».

ЧТО? Про микробов?! А придумать какую-нибудь более реальную сказку было слабо? Ну, например: «нечистый выбирает тех, кто нечист и душой, и телом, так что лучше лишний раз внимания его не привлекать и помыться. Хочешь, что бы тебя посадили на сковороду и жгли – ходи грязный, не хочешь – мойся»… Да что угодно, но не микробы! Где мозги-то?!

«Румата спрыгнул на пол, содрал через голову ветхую, с искуснейшей ручной вышивкой ночную рубаху и с лязгом выхватил из ножен висевшие у изголовья мечи…
"У всех как у людей, только у нас с выдумками. Где это видано – в двух сосудах мыться. В отхожем месте горшок какой-то придумали… Полотенце им каждый день чистое… А сами, не помолившись, голый с мечами скачут…"

За минуту до этого Румата краснел от чтения письма, где:

«в постскриптуме простыми словами было написано, чего она, собственно, ждет от этой встречи. Румата не выдержал – покраснел. Воровато оглянувшись на мальчишку, пробормотал: "Ну, в самом деле…"»

Нормально, да? Сначала краснеет, косясь на парня, а потом перед ним голый в мечах упражняется. Какими-то извращениями попахивает. Может стоило повременить с гимнастикой, или сначала сделать зарядку, а потом уже вызвать мальчишку? И тут вы можете сказать – под ночной рубахой у него были трусы, но нет – именно голый, ибо:

«Когда он надевал трусы, мальчик отвернул голову и сделал губами движение, будто оплёвывал нечистого».

Но от морального облика дона Руматы вернёмся к его умственным способностям. О том, сколько времени он проводит у дам, написано достаточно подробно, цитировать не станем. Он с ними не спит, но упорно делает вид, что всё обстоит иначе и у него полно воздыхательниц. Читаем:

«Румата держался только на тщеславии этих глупых и до отвращения развратных баб, но проблема нижнего белья оставалась открытой. Насколько было проще с носовыми платками! На первом же балу Румата извлёк из-за обшлага изящный кружевной платочек и промокнул им губы. На следующем балу бравые гвардейцы уже вытирали потные лица»

Ну скажи ты кому-нибудь, что у тебя на родине была донья Эскабанья, которая носила красивое нижнее белье, и вот это по-настоящему вызывает страсть у мужчин. Все! Дело в шляпе, вернее в трусах.

Ну и под конец статьи немножко странного позитива:

Смотрите – в Арканаре грязь, помои, серые штурмовики, казни и вообще всё плохо. Дон Румата спит в ветхой рубахе, его слуга не моется, вокруг бесстыдный разврат но… но, похоже, так дела обстоят только у дона Руматы:

«…из окон выглядывали хорошенькие горожанки в чепчиках, вертлявые служаночки застенчиво стреляли влажными глазками»
«Румата поймал за розовое ушко пробегавшую служаночку и попросил её помочь дону Тамэо привести себя в порядок»

Розовое ушко! Не за замызганное ухо, а за розовое ушко!

«Вокруг благородных донов немедленно собралась толпа зевак, подававших служаночке советы, от которых та стала совсем пунцовой»

Ей от советов стало стыдно!

Что это? Весь поход до дворца навивает воспоминания о лихих и пьяных мушкетёрах, не хватает Румате только крикнуть «Эге-гей! Каналья!» (это ассоциация, мы знаем, что фильм снят позже). То есть Арканар, который нам описали через восприятие дона РУматы и Арканар в реальности – два совершенно разных Арканара? И… Вы заметили хоть одного испуганного человека в этих сценах?

Как говорила некая Алиса, "всё страньше и стреньше"...

Ну что, продолжение следует…