Драматургия как вид искусства имеет свои законы, стандарты и даже шаблоны. К сожалению, в последнее время число этих шаблонов очень сократилось, что сделало пьесы скучными и предсказуемыми.
Спектакль "Сны Галатеи" пьесе французского драматурга Лорана Манна (СПб театр "Мастерская"). Судя по тому, что сходу сведений об авторе я не нашла, он не слишком знаменит. Хотя мне интересно было узнать год создания пьесы и к какому времени она исходно привязана.
В аннотации к спектаклю были заявлены очень глубокие темы: отношение к творчеству (от ремесленничества до служения), соответствие проживаемой жизни своему глубинному Я, несовпадения требований людей друг к другу и т.п. Многообещающе.
Вот честно говорю, если бы не читала аннотацию, то вряд ли у меня при просмотре возникли такие мысли. А так они возникли, но в ключе: и где всё обещанное?
Нет, актерская игра была неплоха. Даже очень. Но по сути все содержание сводилось к самому популярному сюжету: Он и Она, волнующий период от знакомства до первого обладания, магия сближения через препятствия и личные границы.
Сюжет абсолютно классический и имеющий свои шаблоны. Всей истории положено укладываться в пару часов сценического времени и один день условного времени действия. Герои непременно поведают новому знакомцу основные вехи своей жизни, выскажут глубокое разочарование прожитым этапом и надежду на этап новый.
Поскольку время дорого, то знакомство обычно сопряжено с каким-то казусом: или кто-то шел в дверь - попал в другую, или происходит грубый слом привычных границ (чаще всего под действием возлияний), или вскрываются старые тайны, или просто в коллектив приходит новый человек (уже самим фактом появления нарушая сложившиеся границы), или герои совместно попадают в передрягу и из нее выпутываются.
Эти условности жанра мы понимаем и принимаем, хотя и знаем, что в жизни все происходит несколько иначе. В жизни условный Лукашин, перепутав города, скорее всего обнаружил бы к квартире не прелестную блондинку, решающую, хочет-хочет она замуж или готова еще подождать любви, а парочку новоселов из "Приключений Шурика". Которые быстро бы путешественнику мозги вправили.
Возможным вариантом завязки издавна была и ситуация, когда один из героев болен, а другой вынужден ему помогать (по зову профессии, совести или доброй воли). От "Отелло" (Она меня за муки полюбила, а я ее — за состраданье к ним) до любимой в СССР "Неоконченной повести".
Однако эти классические завязки драматурги используют все реже. Зато тема болезни как несчастливой случайности постепенно мутировала в сторону длительной патологии одного, а то и обоих героев любовной истории.
Простые скучные люди по простым скучным поводам вступают в простые скучные отношения - кто готов платить за это деньги?! Вот любовь людей с особенностями психики, физиологии, гендерного самоопределения или чем-то еще эдаким - вот это товар! Ну в крайнем случае насквозь патологична должна быть окружающая героев среда.
Только поэтому, ради хоть какого-то сюжетного изыска, героиня "Снов Галатеи" Лина неизлечимо больна. Никакой другой смысловой нагрузки ее недуг не несет.
Впрочем, даже про факт болезни я поняла из аннотации. Потому что сложносочиненные то ли нарушения координации движений, то ли нервные тики, то ли навязчивые действия героиня каждый раз объясняет криком "Это не я!". И вот поди-разбери, идет речь о четком диагнозе, или же это отсылки к бессознательному, или какие-то аллегории, аллюзии и прочие художественно-психологические сложности.
А в целом получилось скучно и не ново. Местами напоминало свидание из "Служебного романа", с трогательной неловкостью героев и попыткой решить проблему вином. Всякие побочные темы либо не раскрыты, либо выглядят притянутыми за уши.
И я понимаю, что хочу увидеть простую историю простых нормальных людей. Пусть даже немного условную и ускоренную в соответствии с жанром. Но чтобы люди не были ни бандитами, ни бандитскими подругами, ни больными, ни совсем нищими, ни сверхбогатыми, ни обладателями паранормальных способностей, ни носителями психических подвывертов. Чтобы у них была простая, даже банальная мотивация. Простые, банальные проблемы, цели, желания. Простое, понятное счастье (или несчастье). Простое и понятное, как хороший хлеб.
Но драматурги и сценаристы продолжают выпекать пирожные из сомнительных ингредиентов. Подозреваю, что для выпечки хорошего хлеба им просто не хватает мастерства.
Дорогие читатели, а вы за какими историями предпочитаете наблюдать?
Еще на канале по теме:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба
П.С. Сервис ЮMoney опять изменил формат кнопки сбора пожертвований. Теперь переводящий деньги не видит суммы до начала перевода, не может ее менять и не может сделать перевод с телефона. Я не хочу доставлять читателям такие сложности.
Желающим материально поблагодарить автора канала предлагаю любым удобным способом сделать перевод на любую сумму на электронный кошелек ЮMoney 4100115165604535